Вчера Михаил Касьянов неожиданно объявил о переходе всей российской экономики на международные стандарты бухгалтерской отчетности уже с 1 января 2004 г. Премьер поручил Минфину разработать поэтапный план этой революции.
Никто не ожидал, что на вчерашнем заседании правительственного Совета по предпринимательству, в который входят главы крупных компаний, родится такая сенсация.
Еще на июньском заседании совета олигархи критиковали качество правительственных экономических прогнозов. Но никаких намеков на «оргвыводы» тогда не было. А вчера министр экономразвития Герман Греф намекнул бизнесменам, что часть ответственности за правительственные прогнозы лежит и на них — ведь чиновники опираются на информацию Госкомстата, предоставляемую самими компаниями. Президент «Евразхолдинга» Александр Абрамов ответил министру, что российские стандарты бухучета устарели и не способны дать объективную информацию о происходящем на рынке.
Ответ последовал молниеносно. Касьянов заявил, что с 1 января 2004 г. на международные стандарты финансовой отчетности нужно перейти не только банкам, но и предприятиям. Он тут же поручил Минфину до 1 января 2003 г. составить четкий план перехода на МСФО и в течение всего следующего года помесячно докладывать правительству о том, как проходит подготовка к бухгалтерской революции.
Так премьер внезапно поддержал усилия Федеральной комиссии по ценным бумагам, добивавшейся перехода компаний на МСФО. «Хотя это не наше поле деятельности, комиссия давно продвигает введение МСФО для крупных акционерных обществ, эмитентов и профучастников рынка, — сказал вчера «Ведомостям» глава ФКЦБ Игорь Костиков. — С этой целью при ФКЦБ давно создана рабочая группа по переходу на МСФО». Инициатива премьера обрадовала и фондовых аналитиков: переход на МСФО заметно облегчит их работу. «Повысится прозрачность фондового рынка и российской экономики в целом, — считает вице-президент аналитического управления «Ренессанс Капитала» Екатерина Малофеева. — Ведь кроме компаний, акции которых обращаются на рынке, есть много других, составляющих значительную часть экономики и являющихся объектами прямых инвестиций. Переход на МСФО позволит оценить их».
Остается понять, насколько российские компании готовы к переходу на МСФО, который даже банкам пока дается нелегко. Участники вчерашней встречи у Касьянова этот вопрос не комментировали.
По остальным вопросам, обсуждавшимся вчера на совете, никаких быстрых решений принято не было. Просто, по словам гендиректора текстильной фабрики «Ока» Виктора Шаталова, получился «очень продолжительный, непринужденный и конструктивный» разговор.
Бизнесмены выразили недоумение по поводу откровенно нерыночного подхода к проблеме вступления в ВТО со стороны экономических министерств. «Немножко стыдно за странные предложения от некоторых ведомств», — объяснил «Ведомостям» президент группы компаний «Информационные бизнес-системы» Анатолий Карачинский. Например, чиновники предлагают ввести 25%-ную квоту на участие иностранных банков в капитале нашей банковской системы при том, что промышленные компании нуждаются в кредитах, которые сейчас негде взять. Позиции олигархов по страховому рынку и АПК тоже оказались либеральнее правительственных. В итоге Касьянов пообещал донести мнение предпринимателей до российских переговорщиков на ближайшем заседании правительства в четверг.
Самые красноречивые высказывания предпринимателей касались проблем, тревоживших каждого из них лично. Например, гендиректор «Объединенных машиностроительных заводов» Каха Бендукидзе попытался развенчать миф о том, что в России самые низкие тарифы на электроэнергию. По словам Бендукидзе, подобные заявления энергетиков — «это результат неглубокого анализа и глубокого вранья». Но ничего конкретного Касьянов предпринимателям по этому поводу не пообещал, сообщив, правда, что правительственная комиссия по тарифам естественных монополий обсудит затронутый главой ОМЗ вопрос.
Остальные предложения (скорее, просьбы) предпринимателей премьер в той или иной форме отклонил. Например, Олег Дерипаска просил вернуть 50%-ную инвестиционную льготу по налогу на прибыль, снизить ставку НДС до 15% и усовершенствовать ЕСН таким образом, чтобы высокооплачиваемые сотрудники получали доступ к регрессии вне зависимости от средней зарплаты по компании. В ответ Касьянов посоветовал предпринимателям набраться терпения. Премьер заявил, что нельзя менять только что принятые налоговые законы, не проанализировав как следует последствия их введения. А замминистра экономического развития Аркадий Дворкович убедительно объяснил бизнесменам, что от отмены инвестиционной льготы никто не пострадал. Ведь одновременно ставка налога снизилась с 35% до 24% , а перечень учитываемых затрат стал открытым и либеральным.