Едва только свыклись они с новыми ценами на бензоколонках, даже оценили удобство счета: Аи-92 – 10 рублей, Аи-95 – 11 рублей, Аи-92 – 12 рублей. Так ведь нет, говорят, что и этот психологический рубеж будет скоро преодолен: цена на бензин продолжит свое неутомимое восхождение. Не пора ли пересаживаться на общественный транспорт?
С 1 января будущего года правительство повысит акцизы на ряд товаров, в числе которых и топливо. Причем, аж на 45%. Таким образом, для высокооктановых бензинов ставка акциза составит 3 тыс. руб. с тонны, низкооктановых – 2,19 тыс. руб. с тонны, для дизельного топлива – 890 руб. с тонны. Еще интереснее то, что взимание акциза переносится с нефтеперерабатывающих заводов на бензоколонки.
Правительство можно понять: ему хочется максимально повысить доходы бюджета в 2003 году, когда придется преодолевать пик выплат по внешнему долгу. О том, насколько гуманна и, главное, эффективна намеченная мера, спорить поэтому бесполезно.
Оставим за скобками вопрос о том, насколько проще взимать акциз с 30 тысяч автозаправок, нежели с 23 российских НПЗ. Вице-спикер Госдумы Георгий Боос отметил по этому поводу, что «ни у кого нет полной уверенности в том, что акцизы соберут в полном объеме». Но это, как справедливо заметил член совета директоров Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша, «проблема налоговиков». А вот проблема нефтяников заключается в том, что каждое звено в цепочке нефтепродуктообеспечения (кроме НПЗ) будет обязано включать сумму акциза в себестоимость реализуемых нефтепродуктов, при этом посредникам деньги планируется возвращать. «При такой системе необходимо существенное увеличение оборотного капитала топливных компаний, и не все фирмы способны выдержать эту нагрузку», – считает Евгений Аркуша и называет новую систему взимания акцизов в корне «неверной» и способной «либо разрушить сложившийся рынок, либо привести к неконтролируемому росту цен на бензин». А вот тут уже начинаются проблемы автомобилистов.
Говоря об эффективности налоговой системы, стоит еще заметить, что кривая собираемости налогов и прочих сборов имеет форму параболы: на каком-то этапе повышение ставки сбора становится контрпродуктивным – доходы бюджета начинают сокращаться ввиду того, что по каким-то причинам налог (или сбор) перестают платить. В нашем же случае данная кривая будет зависеть от того, как повышение цены на бензин повлияет на спрос; короче, не станут ли россияне меньше ездить на своих авто, предпочтя им троллейбусы. Для этого нужно прежде всего выяснить, насколько же в действительности повысятся цены.
Евгений Аркуша утверждает, что повышение акцизов на бензин приведет в России к «автоматическому» росту розничных цен на топливо приблизительно на 10%, т.е. где-то на 1 рубль. Сейчас в одном литре бензина содержится 1 рубль 60 копеек акциза; после повышения ставки его концентрация увеличится на 70 копеек, что, в принципе, не фатально для потребителя. Прибавим к этим 70 копейкам НДС, налог на прибыль и прочее – набежит рубль. Тоже не трагедия, хотя рубль – это уже ощутимая единица. Но главная проблема заключается в другом – в пресловутом переносе бремени уплаты акциза с НПЗ на автозаправки. Георгий Боос полагает, что нефтеперерабатывающие заводы, освободившись от акцизной ноши, вовсе и не подумают снижать отпускные цены на бензин, поскольку «их рентабельность и так уже находится на пределе». Таким образом, АЗС будут получать бензин по прежней цене (которую раньше НПЗ выставляли с учетом акциза), но при этом «накрутят» на него акциз в 1 рубль. «В конечном счете, покупатель выложит за литр горючего дополнительно не положенный рубль, а где-то два-три», – подытоживает эту невеселую арифметику вице-спикер.
Тем временем масла (или бензин) в огонь подливает и внешний рынок. С 1 июля Россия отказалась от ограничений своего нефтяного экспорта, согласованных с ОПЕК. А ведь не секрет, что при нынешнем уровне цен российским компаниям гораздо выгоднее экспортировать сырую нефть, чем производить из нее бензин и продавать его в стране. «Сейчас, когда ограничения сняты, некоторые нефтяные компании гонят за рубеж до половины своей продукции, – утверждает президент Российского топливного союза Сергей Борисов. – Дефицита пока нет, но складские запасы автомобильного топлива, которые по нормам должны составлять 14-15 торговых дней, сократились до 8 дней, а кое-где в регионах горючим торгуют уже прямо с колес». Пока рынок спасает только то, что нефтяные компании, повысив в июне отпускные цены и сократив складские запасы, затаились, как кот, стянувший у хозяина слишком большой кусок сыра. У нефтяников возникли серьезные опасения, что хозяин (правительство) может принять весьма жесткие меры в отношении проказников. Ведь «есть утвержденные президентом России планы экономического роста, куда заложены цены на топливо, и если оно будет сильно дорожать, транспортная составляющая всех товаров и услуг тоже вырастет, а планы придется пересматривать, – поясняет ситуацию президент РТС. – Поэтому нефтяные компании и ждут реакции властей». Прошла даже информация, что Счетная палата начала расследование о причинах роста цен на бензин…
Впрочем, затаились нефтяники, как полагают, ненадолго. Ведь в конце 2001 – начале 2002 года они понесли ощутимые убытки из-за неблагоприятной конъюнктуры на мировом рынке, и теперь будут всеми правдами и неправдами их восполнять. Как всегда, Россию вдохновляет Европа. За «евроремонтом» и «евровагонкой» могут последовать и «евроцены» на бензин – в пересчете 30 рублей за литр. Однако если от Европы мы пока отстаем, то Штаты уже обогнали: там литр 95-го стоит в пересчете на наши деньги всего 8 рублей 40 копеек. Эксперт инвестиционной компании «Атон» Булат Каримов успокаивает – дескать, «как в Европе» у нас не будет, а должно быть как в США: «Дело в том, что системы взимания акцизов на бензин в России и в США весьма схожи, поэтому и топливо должно стоить примерно столько же. В Европе правила другие, и цены там выше». К тому же нельзя не отметить, что у злополучной Европы, в отличие от России и США, нет своей нефти – вся привозная.
Каковы же в действительности будут цены на бензин в России – покажет уже самое ближайшее время. Нефтяные компании стараются сохранить не только свою рентабельность, но и уровень прибыли, для чего непременно перекладывают все невзгоды на потребителя. Так было и после конъюнктурных неурядиц на рынке (им мы обязаны июньским повышением цен), так будет и в результате повышения акциза на топливо. Причем, еще до самого повышения. Эксперты полагают, что уже в этом году цена на бензин может вырасти на 10-15% – нефтяники будут упреждать возможные убытки. Остается только гадать, как поведет себя российский автолюбитель в ситуации, когда цена на любимый 92-ой достигнет 13 рублей. Очень может быть, что пользоваться автомобилем он станет сильно реже. А еще – отрегулирует, наконец, карбюратор (чтобы меньше кушал), перестанет «прыгать» со светофоров и, в целом, станет ездить тише, спокойнее, а значит, безопаснее. Или вообще перестанет ездить, что будет способствовать разрядке напряженности на автотрассах…