Skip to content

«Белый» чермет

Вадим Пономарев, редактор отдела промышленности журнала «Эксперт Волга».


За десять лет российские металлургические комбинаты реализовали масштабные инвестиционные планы, вложив в модернизацию производства в общей сложности около 900 млрд рублей.



«Убежден, что у российской металлургии есть все необходимое, чтобы уже в ближайшее время окончательно закрепиться в числе мировых лидеров по эффективности производства и управлению, энергосбережению, снижению негативного воздействия на окружающую среду», — сказал премьер-министр Владимир Путин на совещании в Челябинске, посвященном развитию черной металлургии.


Вдохновение власти понятно: за первое полугодие этого года рост объемов производства в отрасли составил более 20%, а к приезду премьера металлурги запустили в Челябинске два новых производства. На Челябинском трубопрокатном заводе (ЧТПЗ) был введен в строй трубоэлектросварочный цех «Высота 239» стоимостью 21 млрд рублей, благодаря которому, по мнению премьера, будут «практически полностью закрыты потребности отечественных нефтяных и газовых компаний в трубах большого диаметра». Этот проект уже успели окрестить «белым» проектом черной металлургии за инновационную часть его оборудования и технологий. Второй проект стоимостью 3,6 млрд рублей Путину продемонстрировал «Мечел» — машину непрерывного литья заготовки стоимостью почти 4 млрд рублей на Челябинском металлургическом комбинате, которая является частью его комплекса по производству качественных и нержавеющих сталей. «Действительно крупные, прорывные проекты», — заметил премьер, припомнив также и прошлогодний запуск [1] на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК) «Стана 5000» стоимостью 40 млрд рублей.


На этом благостная часть разговора закончилась, и в дело вступил глава Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Игорь Артемьев, который заявил о необходимости умерить финансовые аппетиты российских металлургов. «В результате обобщения практики антимонопольных органов мы пришли к выводу, что большинство присутствующих здесь металлургических и угольных компаний продают свою продукцию российским потребителям примерно на 15–20% дороже мировых цен», — сказал глава ФАС. И добавил еще одно обвинение — в дискриминационном ценообразовании через офшоры. «Если же говорить даже не о мировых ценах, а о ценах экспорта, по которым компании продают свою продукцию, то по-прежнему у большинства присутствующих здесь компаний продолжается трансфертное ценообразование — российские предприятия заключают контракты с офшорными компаниями по ценам в два-три раза ниже цен на аналогичный товар для российских потребителей. Это дискриминационное ценообразование», — подчеркнул глава ФАС.


Подобная практика не есть что-то из ряда вон выходящее, отмечают отраслевые аналитики. «Текущие внутренние цены на горячекатаный прокат (637 долларов за тонну HRC, согласно данным «Металлторга») примерно на 90 долларов за тонну выше экспортной цены (547 долларов за тонну FOB Черное море). Цены на внутреннем рынке часто отстают от мировых цен, как при росте, так и при снижении, поэтому данная ситуация не является необычной после столь резкого падения мировых цен», — отмечает, например, аналитик Альфа-банка Барри Эрлих. Однако правительство в лице главы антимонопольного ведомства и замминистра экономического развития Анатолия Клепача настойчиво предложило ввести в практику долгосрочные договоры между металлургами и потребителями, в основе которых содержалась бы «прозрачная и экономически обоснованная формула определения цены поставок и тем самым на справедливой основе распределялись бы между сторонами возможные риски и выгоды в случае колебаний конъюнктуры мировых рынков». Артемьев для исчисления цены на металл внутри страны предложил брать мировую цену на него, вычитать из нее экспортную пошлину, расходы на логистику и умножать на курс доллара. «Получается цена в рублях… Но компании пока бегают от этой формулы», — негодовал глава антимонопольного ведомства.


Впрочем, по мнению аналитика ИК «Велес капитал» Айрата Халикова, против таких договоров сейчас выступают сами потребители, потому как цены на сталь падают с мая этого года. «Негативный ценовой тренд стали, на наш взгляд, связан с действиями правительства КНР, которое ограничивает инвестиции в недвижимость путем введения заградительного налогообложения. Таким образом, возможности сталелитейщиков в заключении долгосрочных контрактов ограничены», — считает Халиков.


Однако весной именно сталелитейные компании отказывались от заключения долгосрочных договоров с потребителями. И на этом фоне разгорелась настоящая война между металлургами и машиностроителями. Гендиректор «Уралвагонзавода» (УВЗ, производит танки, железнодорожные вагоны и дорожно-строительную технику) Олег Сиенко еще в феврале начал жаловаться в правительство, что поставщики металла отказываются фиксировать расценки даже на квартал. «В январе—марте этого года цены на железорудное сырье, уголь, кокс, ферросплавы выросли на 20–30%, стальной лом — на 38%, на металлопрокат — на 10–17%, на железнодорожное литье — до 60%», — писал в ФАС Сиенко. Дальше — больше. В середине мая получили письма от поставщиков металла с предупреждением о повышении цен с 1 июня на 10–30% крупнейшие российские автопроизводители — АвтоВАЗ, КамАЗ, группа ГАЗ и Sollers. В ответ на это ФАС возбудила дело в отношении одного из поставщиков — Evraz Group, а премьер публично предупредил меткомпании о том, что не нужно делать резких движений на российском рынке.


Основанием для такой реакции российских властей, возможно, служит отношение к основным потребителям металла — производителям автомобилей. В разгар кризиса — на рубеже 2008–2009 годов — российский премьер заявил, что на поддержку отечественных автопроизводителей будет выделено 6,7 млрд долларов (поддержка автопродаж в лизинг и по госзаказу, выкуп государством облигаций российских автозаводов, госсубсидии на покупку автомобилей «массового спроса» в кредит и программа по утилизации «автохлама»). Еще 75 млрд рублей составила господдержка АвтоВАЗа (25 млрд рублей — сумма беспроцентного кредита, предоставленного компании, 12 млрд рублей будут направлены в уставный капитал и еще 38 млрд рублей составит реструктуризация задолженности компании, в том числе с участием средств федерального бюджета). И, наконец, еще 2,1 млрд евро правительство России обязалось предоставить в виде долгосрочного кредита совместному предприятию Sollers с концерном Fiat для организации в Татарстане нового сборочного производства на 500 тыс. автомобилей в год. Прибавьте к этому намерение концерна Renault увеличить производство на московском «Автофрамосе», куда «Северсталь» уже поставляет металл для кузовной штамповки, и намерение Volkswagen использовать для этих целей российский металл в Калуге.


Понятно, что деньги в автопром закачиваются большие и металлурги хотят этим воспользоваться. Но все договоренности о ценах между производителями металла и автозаводами не идут дольше конца года, в случае с ГАЗом действует временное соглашение, продлеваемое каждый месяц. Поэтому в минувшую пятницу Владимир Путин вторично предупредил производителей металла о том, что, во-первых, надо наконец-то наладить в стране выпуск высококачественного автомобильного листа, который будет востребован как для производства новых моделей на АвтоВАЗе, так и для машин иностранных концернов, собираемых в нашей стране. Во-вторых, наладить «правильные отношения с потребителями». «Ну почему “Мечел” может выстроить нормальную, корректную работу? Я, кстати, помню вот тот выпад в адрес “Мечела”, я могу только сожалеть о том, что это привело к падению его капитализации тогда процентов на 20 сразу или на сколько? Но во всяком случае, Игорь Владимирович (Зюзин, председатель совета директоров “Мечела”. — Прим. “Эксперта Оnline”), хочу вас за это поблагодарить — все исполнил, все сделал и ведет себя корректно и по отношению к отечественным потребителям, и к российскому законодательству», — привел пример «правильных отношений» Владимир Путин, обращаясь к представителям Evraz Group, ММК, «Северстали» и других меткомпаний.


Напомним, после того как в прошлом году премьер в свойственном ему стиле отреагировал на отсутствие Игоря Зюзина на совещании по металлургии, акции «Мечела» обрушились вполовину. Сейчас же, по данным ФАС, компания держит стоимость своей продукции и примерно на 10% меньше, чем у «коллег по цеху». «Таким образом, металлургов условно разделили на две группы — “добросовестные” и “нарушители”. Среди шести компаний-нарушителей, скорее всего, те компании, на которые ранее ФАС инициировала дела. Напомним, в мае ФАС завела дела против трех производителей цветных металлов, подозревая их в завышении цен (“Алкоа металлург Рус», Челябинский цинковый завод и УГМК). В июле возбуждены еще три дела по ценам на уголь, подозреваемые — “Распадская”, Evraz и “Северсталь”», — считает заместитель начальника аналитического отдела ИК «Грандис капитал» Тимур Хайруллин. Выводы металлурги, кстати, сделали быстро. Руководство «Северстали» уже заявило о том, что планирует увеличить долю долгосрочных контрактов, а ММК заключил долгосрочный контракт с ЧТПЗ на поставку проката в 2012–2013 году. Впрочем, «Стан 5000» в Магнитогорске и так запускали с расчетом на то, что 40% его полной мощности будет потреблять ЧТПЗ.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...