Skip to content

Интервью генерального директора АО «Чусовской металлургический завод»

Минувшей весной группе специалистов «Объединенной металлургической компании» была присуждена премия правительства России в области науки и технологии за 2001 год. В числе награжденных — председатель научно-технического совета ОМК Сергей Афонин, заместитель генерального директора ОМК Александр Каменских и генеральный директор «Чусовского металлургического завода» Анатолий Карпов.

— Анатолий Александрович, за что в наше время присуждают правительственные премии?

— Этой премией правительство отметило результаты эксперимента, успешно проведенного на базе нашего завода группой ученых, коллег-металлургов из Тулы и, конечно же, наших рабочих и специалистов. Мы разработали и освоили промышленное производство нового класса универсальных шихтовых материалов типа «синтиком», предназначенных для выплавки высококачественных сталей.

Материалы типа «синтиком» являются разновидностью шихты — исходного материала для выплавки стали. Высокоуглеродистый материал с внедренными оксидами железа — синтиком — широко используется в металлургии. Его использование в качестве сырья в сталеплавильном производстве позволяет существенно повысить технологические показатели готовой продукции.

Для нас особенно важно, что в результате проделанной работы мы не просто разработали уникальную разновидность этого материала, но и освоили его производство и активное продвижение на рынках сбыта.

Лично для меня присуждение премии важно еще и потому, что этот факт — свидетельство нашего высокого научного и технологического потенциала: если небольшой по мировым меркам завод в глубинке России по-прежнему может осуществлять такие проекты, значит, не перевелись в стране ни талантливые ученые, ни народные умельцы — наши рабочие, непосредственные участники эксперимента.

Кстати, наше сотрудничество с наукой носит постоянный характер. Так, в сентябре прошлого года на базе нашего завода прошла всероссийская научно-практическая конференция «Химия, технология и применение ванадия».

— Вообще, в последнее время на ЧМЗ очень активно идет реконструкция, внедряются новые проекты. Как, например, продвигается работа по проекту единого сталеплавильного комплекса «Сталь-ОМК», презентация которого прошла недавно?

— Сегодня мы проводим проектные работы, решаем технические вопросы создания комплекса. В частности, нам необходимо сравнить два способа производства стали — конвертерный и электросталеплавильный: что будет наиболее выгодно в условиях нашего завода? Мы обратились за помощью в проектные организации, они ведут расчеты. Полученные данные позволят нам принять решение о разновидности будущего производства: электропечь или конвертер. Думаю, что результат анализа будет нам известен к концу лета и начнется непосредственное проектирование агрегата.

Независимо от вида плавильного производства будет строиться печь-ковш; в этом направлении тоже уже ведется работа совместно с нашими учеными и коллегами-металлургами из Молдавии.

Что даст создание комплекса? Сегодня около четверти производимой стали в виде обрезков с прокатных станов вновь возвращается в печи. То есть сегодня мы ведем розлив стали в слитки, отсюда — увеличение технологической цепочки и, соответственно, рост расходных коэффициентов.

После создания единого комплекса расходы с 25% снизятся до 7-8%, значит, снизится и себестоимость. По расчетам специалистов, рентабельность сортового проката возрастет на 30-37%, готовой рессоры — на 8%, рентабельность товарной непрерывной литой заготовки составит в среднем 23%. Годовая чистая прибыль после возврата кредитов (ориентировочно через 3,5 года после пуска комплекса) составит $24,2 млн. Все это позволит нам стать более конкурентоспособными на рынке не только российском, но и на мировом.

— Какова сегодня ситуация на рынке для отечественных металлургов и на чем базируется ваша «стратегия выживания»?

— Рынок металлопродукции предприятий черной металлургии на сегодня таков, что стали выпускается гораздо больше, чем потребляется. Причем этот дисбаланс достигает порядка 200 млн тонн в год. Естественно, в таких условиях выживают лишь те металлургические предприятия, у которых затратная часть производственных механизмов ниже, чем у других. Поэтому реконструкция предприятия, внедрение новых технологий для нас — это не какое-то модное нововведение, а жесткое требование времени; только выполнив это требование, мы можем рассчитывать на выживание и прочное место на рынке. Скажу больше: этим надо было заниматься гораздо раньше, но в 1990-х годах мы думали не о том, как развиваться, а о том, как выжить. Сегодня, когда ЧМЗ входит в состав мощного металлургического холдинга ОМК и решены вопросы текущего производства и оборотных средств, на первый план выходят вопросы реконструкции.

Кстати, сталелитейный комплекс — лишь одна из составляющих этой реконструкции. Мы планируем модернизировать доменное производство, прокатное, ферросплавное, и здесь тоже уже ведется определенная работа. Например, в ферросплавном цехе мы в этом году уже запустили участок фильтрации. Это основное технологическое звено в процессе извлечении ванадия из ванадиевого шлака. Благодаря вводу в строй новой современной системы фильтрации улучшено качество пятиокиси ванадия, являющейся основой для производства 50%-ного феррованадия. Это позволит нам на 10% увеличить извлечение ванадия и, соответственно, объем производства без дополнительного расхода сырья.

(ЧМЗ является одним из основных российских экспортеров 50%-ного феррованадия, который служит незаменимой добавкой при производстве легированных сталей. В 2001 году объем продаж FeV50% «Чусовским металлургическим заводом» в европейские страны, Южную Америку, страны Ближнего и Дальнего Востока составил 2764 тонны)

Вплотную подходим мы к реконструкции производства автомобильных рессор, которые пользуются у нас устойчивым спросом, но это не значит, что мы не должны снижать и их себестоимость. Новое оборудование позволит не только повысить рентабельность, но и освоить новые профили продукции, компенсируя сегодняшнюю необходимость заниматься нерентабельными производствами.

Проекты по реконструкции завода — это планы перспективные, но живем мы каждый день, а значит — проводим ежедневную текущую работу по снижению себестоимости и текущих затрат. В этой работе участвуют буквально все работники предприятия. За последние годы на заводе проведены мероприятия по снижению расходных коэффициентов кокса на чугун, чугуна на сталь, стали на прокат. По многим позициям мы вышли на уровень, превышающий показатели «социалистической» эпохи нашей работы. Это трудно назвать каким-то выдающимся достижением, попросту жизнь заставила считать каждую копейку. Другое дело, что в результате этих мероприятий мы видим, что технический потенциал завода далеко еще не исчерпан, хотя оборудование устаревает и вопросы реконструкции от этого не становятся менее актуальными…

Объем работ по модернизации на нашем заводе предстоит очень большой. Разумеется, благодаря тому, что мы сегодня функционируем в составе «Объединенной металлургической компании», наши возможности существенно расширились, однако иные проекты требуют очень солидных вложений, и мы вынуждены обращаться к заемным средствам. Кстати, в вопросах кредитования работа в холдинге тоже играет большую положительную роль: банки гораздо охотнее идут на сотрудничество с мощной компанией, нежели на предоставление кредитов, скажем так, среднему предприятию. Так, у нас налажено кредитное сотрудничество со Сбербанком, условия кредитования тоже стали вполне «подъемные», поэтому реконструкция, думаю, будет идти без сбоев.

Вообще, объединение российских металлургических заводов в единую компанию стало благом для всех них, без исключения. Нам, наверное, повезло в этом смысле особенно: бывший генеральный директор ЧМЗ Александр Каменских сегодня является заместителем генерального директора ОМК, возглавляя как раз металлургический департамент. Мы общаемся с ним по нескольку раз за день, он постоянно в курсе всех наших дел и помогает в решении любых вопросов. Активность нашей сегодняшней реконструкции — это во многом его заслуга, и, конечно, поддержка всего высшего менеджмента ОМК.

Поскольку ЧМЗ — градообразующее предприятие для Чусового, следовательно, вопросы нашей работы играют еще и огромную социальную роль; около 70% жителей так или иначе связаны с заводом, половина бюджета Чусового формируется нами. Это значит, что любая наша перспектива рассматривается как перспектива жизни всего района.

— Какова доля экспорта в вашей продукции и не собираетесь ли вы ее увеличивать? И вообще, насколько вы себя уверенно чувствуете как экспортеры и какой рынок для ЧМЗ более привлекателен — внутренний или внешний?

— На экспорт мы отправляем от 25 до 30% продукции. Подавляющая часть нашего экспорта — около 90% — это феррованадий, сплав для легирования стали, улучшения ее качеств. Продукция эта востребованная: например, в Японии абсолютно все железнодорожные рельсы выпускаются с использованием феррованадия, а если говорить о внутреннем рынке — то трубы для трубопроводов «северного» исполнения тоже обязательно должны быть изготовлены из особо прочной, хладостойкой стали. В советские времена почти весь наш феррованадий был востребован отечественным ВПК, но с его сокращением мы были вынуждены искать сбыт на внешнем рынке.

Что же касается соотношения внутреннего и внешнего рынка… Я бы сказал так: экспорт для нас — это не самоцель. Мы ведь производим не какой-то готовый для конечного потребления продукт, а «завязаны» на другие отрасли промышленности. Поэтому можно смело утверждать, что объем наших поставок на внутренний рынок свидетельствует об уровне экономики страны в целом. Чем больше потребляется нашей продукции внутри России — тем лучше. Если внутренний рынок потребляет больше, например, строительной арматуры — значит идет рост строительства, если автомобильных рессор — значит на подъеме автопром и так далее.

Кстати, недавно я был на одном крупном металлургическом форуме в Китае, и меня больше всего поразил масштаб строительства в этой стране. Я специально сопоставлял цифры. Смотрите: Россия производит в год 40 млн тонн стали, из них 60% уходит на экспорт. Китай производит 100 млн тонн, все это потребляет внутренний рынок, да еще не хватает — примерно 20 млн тонн в год они импортируют. Вот это — показатель развития страны; подъем китайской экономики составляет 9-14% в год, и эта картина наблюдается уже много лет! Так что я обеими руками за то, чтобы работать на внутренний рынок.

Ко всему прочему, мировой рынок подвержен сильным колебаниям, и делать на него большую ставку просто опасно. Например, особенно остро в последние полгода мы ощутили падение мировых цен на сталь. Сегодня эта ситуация несколько стабилизировалась, можно даже прогнозировать в июле некую активизацию на рынке. Грех не воспользоваться этим обстоятельством, и с июля мы загружаем мощности на 100%.

— То есть ваша работа в определенном смысле носит «сезонный» характер, в зависимости от спроса на продукцию в других отраслях, от ситуации на рынке и т. д. Не сказываются ли все эти факторы на социальной стабильности предприятия — например, на зарплате?

— Ни в коем случае. Социальные статьи расходов — это защищенные статьи на ЧМЗ. Все, что касается соцобеспечения, — зарплата, социальные отчисления и пособия, содержание профилактория, спортсооружений и т. п. — финансируется в первую очередь. Такие явления как задержки зарплаты для нас давно в прошлом; сегодня они могут составлять, в самом крайнем случае, 2-4 дня.

— Какие приоритеты в работе вы как генеральный директор выделяете лично для себя?

— Могу только повториться: необходимо выжить сегодня, постоянно изыскивая внутренние резервы, и делать задел на завтра путем модернизации производственных процессов. Эти процессы неразрывно связаны и требуют постоянного контроля.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...