/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Повышение цен на стальную продукцию, которое происходило на мировом рынке в течение всего декабря, обусловлено, прежде всего, ожидаемым ростом затрат металлургов на сырье. По оценкам экспертов, в 2010 году металлолом, железная руда и коксующийся уголь будут обходиться производителям стали значительно дороже, чем в завершающемся 2009-том. При этом, основной причиной подорожания во всех случаях является Китай, который является не только производителем почти половины стали в мире, но и крупнейшим импортером сырья.
Так, в течение 2006-2008 годов Китай не был крупным игроком на мировом рынке металлолома. Объем импорта, достигший в 2005 году 10,1 млн. т, в 2008-мом сократился до около 3,6 млн. т. Однако в 2009 году ситуация радикально изменилась. С одной стороны, резкое увеличение производства стали привело к соответствующему расширению спроса на металлолом. С другой, китайские трейдеры в значительной мере исчерпали запасы легкодоступного вторсырья, из-за чего сборы перестали расти.
В 2009 году Китай, опередив Турцию, превратился в крупнейшего в мире импортера лома, компенсировав падение спроса в других странах. Но в 2010-том китайцы, очевидно, не станут уменьшать закупки за рубежом, в то время как из-за посткризисного восстановления металлургической промышленности в западных странах потребность в металлоломе в США, Европе и Японии возрастет.
В то же время, на рынке еще не создались условия для существенного расширения сборов. Компании в 2009 году отменили инвестиционные проекты, отложили закупку нового оборудования, многие потребители перенесли на будущее дорогостоящие покупки, снизили производство металлообрабатывающие заводы. Соответственно, упали поступления как бытового, так и промышленного лома. К настоящему времени экономика западных стран пока не вышла из кризиса, ситуация на потребительском рынке улучшается, но весьма медленно. Причем, спрос на сталь начнет восстанавливаться раньше, чем увеличатся сборы металлолома, что может привести к обострению дефицита в середине 2010 года.
По мнению ряда экспертов, средний уровень мировых цен на металлолом превысит показатели завершающегося 2009 года на 15-25%, т.е. стоимость, например, американского материала HMS № 1&2, считающегося в некоторой степени «эталонным», может достигнуть $320-360 за т (с пиками до $370-390) при поставках в Турцию и $360-410 за т CFR на Дальнем Востоке.
Похожая картина складывается и на рынке железной руды. В 2009 году спрос на нее со стороны Китая увеличился почти на 40%. В частности, по итогам января-ноября поставки данного сырья в страну достигли 565,9 млн. т, что на 38% превышает показатели аналогичного периода предыдущего года. Это более чем компенсировало, примерно, 30%-ное сокращение закупок другими крупными импортерами и позволило ведущим поставщикам железорудного сырья восстановить полную загрузку производственных мощностей уже в третьем квартале. В 2009 году на Китай, очевидно, придется более двух третей глобальных трансокеанских поставок руды – 610-615 млн. т из около 900 млн. т.
На 2010 год австралийская Macquarie Group прогнозирует расширение оборотов морской торговли железной рудой на 12,5% – до около 1,01 млрд. т, из которых на долю Китая придется 654 млн. т. Однако этот прогноз выглядит слишком консервативно по отношению к Китаю. Предпосылок для резкого увеличения собственного производства ЖРС, равно как и падения темпов роста производства в китайской металлургии пока не видно, так что не исключено, что в 2010 году Китай закупит за границей порядка 660-690 млн. т железорудного сырья, так что его дефицит может обостриться.
Сейчас эксперты предсказывают на 2010 год подорожание железной руды, в среднем, на 20%, до около $72-73 за т FOB Австралия. Между тем, спотовые цены к концу декабря достигли рекордного показателя за 2009 год – $110-115 за т CIF Китай для 63,5%-ного индийского концентрата. Некоторые специалисты прогнозируют дальнейшее увеличение до $120-130 за т CIF.
Вместе с металлоломом и железной рудой вверх, как ожидается, пойдет и коксующийся уголь. По прогнозу японской компании Nomura, рост цен по сравнению с 2009 годом может составить до 40%. И здесь велика роль Китая, который из крупнейшего в мире экспортера кокса превращается в нетто-импортера. За первые 11 месяцев 2009 года китайские компании экспортировали всего 496 тыс. т кокса, сократив поставки более чем в 20 раз по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Китайские коксохимические заводы в январе-ноябре 2009 года увеличили производство на 9%, тогда как выплавка чугуна прибавила более 12%, при этом, ввод в строй новых мощностей практически был компенсирован закрытием устаревших предприятий. Аналогичные процессы происходили в китайской угледобывающей отрасли, где за последние 4 года власти закрыли около 11 тыс. небольших шахт. Спрос на уголь (включая коксующийся) в Китае растет быстрее, чем его добыча, в результате страна, ранее экспортировавшая это сырье, в 2007 году превратилась в его импортера.
В целом подорожание металлолома, железной руды и коксующегося угля может привести к увеличению себестоимости выплавки стали как на мини-заводах, так и на интегрированных комбинатах на $60-80 за т по сравнению со средними показателями за 2009 год. Кроме того, в 2010 году более дорогими станут природный газ и электроэнергия, скорее всего, вследствие расширения мировых торговых потоков возрастут затраты и на перевозки.
Таким образом, перед металлургическими компаниями всего мира стоит задача компенсации увеличения этих расходов за счет повышения цен на стальную продукцию, по меньшей мере, на $80-100 за т. И, если в четвертом квартале 2009 года средний уровень цен на коммерческий горячий прокат составлял около $540-570 за т CFR, то к апрелю-маю 2010 года котировки должны быть подняты хотя бы до $620-640 за т CFR с перспективой доведения до более $650 за т CFR в начале второго полугодия.
Решить эту задачу можно будет только при условии ограничения объемов выпуска и недопущения нового перепроизводства. Пока эта опасность выглядит не слишком серьезной, но металлургам надо будет еще преодолеть период снижения спроса и цен в феврале-марте, когда потребители и трейдеры будут использовать накопленные в декабре запасы, а недостаточные темпы экономического роста в западных странах и на Ближнем Востоке еще не смогут оказать весомую поддержку рынку.
Тем не менее, альтернативы подорожанию стальной продукции нет. Это понимают все участники рынка.