Skip to content

Нашла коса на камень

/Rusmet.ru, Валерий Фортунин/ Первое кризисное лето прошло на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины без признаков паники и упадничества. Однако в конце лета один конфликт между двумя именитыми предприятиями все же заставил привлечь к себе внимание профсоюзы, правительство и даже привычных ко всякого рода пикетам киевлян.


 


Оплатите, пожалуйста, счета


 


Представители общественной организации «Межрегиональное рабочее движение» пикетировали Кабинет министров Украины с просьбой к премьер-министру Юлии Тимошенко вмешаться в ситуацию вокруг погашения задолженности «Арселор Миттал Кривой Рог» перед Запорожским ферросплавным заводом.


Участники акции передали в Секретариат Кабмина письмо-обращение к премьеру, в котором речь шла о нарушении металлургическим комбинатом «Арселор Миттал Кривой Рог» соглашений с Запорожским ферросплавным заводом, входящим в группу «Приват» Игоря Коломойского. В письме приводились факты, что в 2007 году ЗФЗ и «Арселор Миттал Кривой Рог» заключили договор о поставках ферросплавов. В нем предусматривалось, что «Арселор Миттал Кривой Рог» обязывался покрывать 100% своих потребностей в ферросплавах, покупая их исключительно у ЗФЗ. Для «Арселор Миттал Кривой Рог» выгода от этого соглашения заключалась в том, что цена определялась по специальной формуле, определяющей, что стоимость ферросплавов в квартале, когда осуществляется поставка, базировалась на ценах за предыдущий квартал. При этом, как отмечают авторы обращения, на протяжении 2007-го – первой половины 2008 года котировки на ферросплавы на мировом рынке неизменно росли.


«Таким образом, вместо применения текущей рыночной цены «Арселор Миттал Кривой Рог» покупал продукцию у ЗФЗ по более низкой цене, фактически, по цене предыдущего квартала. Однако когда в середине прошлого года конъюнктура рынка горно-металлургической продукции претерпела изменения, а спотовые цены стали ниже, чем цены предыдущего «базового» периода, компания «Арселор Миттал Кривой Рог» в одностороннем порядке отказалась от выполнения своих обязательств перед ЗФЗ», – говорится в письме.


Отказ «Арселор Миттал Кривой Рог» покупать по действующему договору ферросплавы у ЗФЗ привел к очень сложным последствиям для завода. В четвертом квартале 2008 года ЗФЗ была запланирована производственная программа в соответствии с договором, который действовал с «Арселор Миттал Кривой Рог», и было произведено 18,4 тыс. базовых т. Однако «Арселор Миттал Кривой Рог» купил лишь 18 базовых т из произведенного объема. (Заметьте не тысяч, а просто тонн). Как результат, 1 ноября 2008 года были остановлены все печи ЗФЗ. За 77-летнюю историю этого предприятия такое случилось лишь один раз – во время Великой Отечественной войны, когда ЗФЗ вывозил свое оборудование за Урал….


Ну, а далее шли плачевные выводы, что «в связи с отказом «Арселор Миттал Кривой Рог» от заявленных объемов приобретения ферросплавов недополучение прибыли Запорожским ферросплавным заводом составило 37 млн. грн. А госбюджет Украины из-за этого недополучил более 9 млн. грн. от налога на прибыль. На трехдневную рабочую неделю были вынужденно переведены все 3,8 тыс. работников ЗФЗ… Средняя зарплата работников ЗФЗ снизилась на 40%. В результате произошел отток квалифицированного персонала. Серьезнейшим образом пострадала и социальная сфера ЗФЗ, например, был закрыт санаторий-профилакторий. ЗФЗ также понес очень серьезные расходы, связанные с необходимостью запуска оборудования «с нуля» (это свойственно металлургическому производству). Расходы предприятия на включение печей после разогрева уже составили 4,9 млн. грн. (сейчас включены печи цехов № 2, 3, 4). В настоящее время готовится к включению цех № 1. Предполагаемые расходы составят еще 4,1 млн. грн.».


В обращении также сообщается, что ЗФЗ подал иск в суд по факту нарушения меткомбинатом «Арселор Миттал Кривой Рог» договорных обязательств. Хозяйственный суд Днепропетровской области 15 июля 2009 года вынес решение, которым полностью удовлетворил требования запорожцев, и приказал взыскать с «Арселор Миттал Кривой Рог» 207 млн. грн. надлежащей по договору предоплаты. Однако «Арселор Миттал Кривой Рог» пытается отсрочить выполнение своих обязательств, подав апелляционную жалобу на решение суда.


Авторы письма попросили Юлию Тимошенко лично вмешаться в ситуацию вокруг погашения задолженности перед Запорожским ферросплавным заводом. По их убеждению, «руководство «Арселор Миттал Кривой Рог» создало опасный прецедент, в результате которого может возникнуть цепь взаимных неплатежей в базовой отрасли украинской промышленности – горно-металлургическом комплексе».


Ну, что же, все звучит довольно логично. Только не понятно, зачем же людей было гнать под здание Кабмина. Впрочем, социальные гарантии пикетчиков, наверняка были соблюдены. Давно уже под этим зданием простой люд учится получать дополнительный заработок.


 


А счета-то липовые…


 


Далее процесс шел уже по привычной колее: обжалования, заседания, вновь иски к высшим инстанциям. Только все это делалось не в рабочем порядке, а гласно. И это, возможно, также сыграло на руку истцам. Все же бороться с мировым гигантом сложнее, пусть даже и на своей территории. Особенно, когда знаешь все тонкости отношений и возможности соперника. Группа «Приват» решила ввязаться в бой и пока его выигрывает. Хозяйственный суд Днепропетровской области уже удовлетворил один иск ЗФЗ к криворожскому предприятию. Позже, уже в сентябре, Днепропетровский апелляционный суд отклонил апелляцию «Арселор Миттал Кривой Рог» и оставил в силе решение суда первой инстанции. Суды обязали меткомбинат Миттала возместить ЗФЗ 205,6 млн. грн.


Директор «Арселор Миттал Кривой Рог» Жан Жуэ, естественно, был недоволен таким решением. Он не стал комментировать решение суда, но высказал свои соображения по поводу самого процесса. Вот его комментарий, который он дал представителям СМИ: «Мы оспариваем это решение и считаем, что наша позиция не была учтена судом. Мы столкнулись с несправедливым отношением к себе. Было несколько моментов, которые удивили. Во-первых, за день до заседания были заменены трое судей апелляционного суда, которые занимались рассмотрением дела, и уже на следующий день было вынесено решение об отказе в апелляции. Скорость, с которой было принято решение – хорошая скорость! Во-вторых, меня очень удивил полученный нами в середине августа конверт с информацией о том, что группа «Приват» инициировала новое дело против нас в Киевской области. Согласно существующим правилам, мы должны быть заранее проинформированы об этом. Но есть некоторая привычная практика, которой пользуются некоторые люди в этой стране…».


На вопрос, что же было в конверте, он ответил: «Семнадцать чистых листов! Это украинские игры. Привычные игры. Мы по своим каналам позже узнали, что группа «Приват» пытается через суд запретить налоговой администрации регистрировать новые счета «Арселор Миттал Кривой Рог». Эти люди идут на все, чтобы забрать деньги, и они делают это там, где у нас нет даже своей юридической единицы (речь идет о Киевской области). Когда наш офис в Кривом Роге пикетировали люди, называвшие себя рабочими Запорожского ферросплавного завода, у нас на предприятии тоже нашлись горячие головы, которые хотели ответить той же монетой. Вы понимаете, что 40 тысяч рабочих – это все-таки больше, чем три тысячи. Но я сказал, что это не наш метод. Мы будем опротестовывать и все еще хотим доверять законодательству. Группа «Приват» является монополистом на украинском рынке ферросплавов, а стоимость продукции ее заводов превышает рыночную на $500-800 за т. При наших оборотах разница за квартал достигает $5 млн. Серьезный руководитель, особенно в условиях кризиса, никогда не выберет себе такого поставщика. Поэтому мы были вынуждены искать других партнеров. «Арселор Миттал Кривой Рог» – украинское предприятие и хочет работать с отечественными партнерами, но цены «Привата» настолько высокие, что превышают издержки даже на транспортировку из Восточной Азии, налоги на импорт и фактор девальвации гривни. Когда нужно было снижать стоимость продукции, «Приват» решил держать ее даже ценой остановки своих предприятий».


Действительно, интрига! Но ведь с обеих сторон работают грамотные люди, имеющие юридические службы и десять раз проверяющие тексты контрактов, чтобы не было каких-либо недоразумений. Ведь договор – это тот документ, исходя из содержания которого, и будет решаться любой аналогичный спор. Поэтому вполне предсказуемым был вопрос о заключенном контракте, как о стержне взаимоотношений.


На это Жан Жуэ ответил следующее: «У нас с «Приватом» различное понимание того, что было и чего не было в контракте. Да, мы обязались обеспечивать 100% потребностей комбината их ферросплавами. Но контракт действовал до первого квартала 2008 года. Затем было сделано дополнение к договору, в котором такого обязательства уже не было. Каждый новый квартал мы должны были проводить тендер и делать предоплату, причем, условия договора вступали в силу только в том случае, когда нужно было купить ферросплавы. В последнем квартале прошлого года в разгар кризиса закупать ферросплавы по ценам «Привата» мы уже себе позволить не могли. Это форс-мажорная ситуация, и должно быть обоюдное ее понимание. Мы вместе должны выживать и думать о будущем, а не топить друг друга в судах…».


Вот и попробуй тут прокомментировать: у каждого своя правда. Тут без текста договора не разберешься. Да и квалифицированных юристов тоже.


 


В ожидании вердикта


 


И это еще не все. 16 сентября Хозяйственный суд Днепропетровской области приступил к рассмотрению трех новых исков запорожских ферросплавщиков к ОАО «Арселор Миттал Кривой Рог». На этот раз «Приват», требует возместить ЗФЗ еще 180 млн. грн. Это плюс к тем вышеупомянутым 205 млн. грн. Все эти деньги истец требует выплатить ему в качестве предоплаты за разные виды ферросплавов по договорам, которые криворожский меткомбинат, ссылаясь на кризис и падение производства, отказался выполнять.


Таким образом, пока представители Лакшми Миттала пытались оспорить предыдущие решения судов о выплате 205 млн. грн. в Высшем хозяйственном суде Украины, юристы ЗФЗ уже довели общую сумму претензий почти до 400 млн. грн. Аппетит приходит во время еды!


«Учитывая предыдущие решения судов по аналогичному делу, мы вправе рассчитывать на справедливый итог и в данном случае», – прокомментировал прессе юрист Александр Винниченко, представляющий интересы ЗФЗ. Его оппонент, Светлана Романова, в свою очередь надеется, что суд на этот раз примет доводы ответчика. А пока суд принял решение отложить разбирательство до 21 сентября. Это связано с тем, что представители «Арселор Миттал Кривой Рог» настояли на смене судейской коллегии.


В любом случае, юридические процессы длятся не так быстро, как хотелось бы, учитывая возможности апелляций. Тут уже юристы знают, как действовать. Их в Украине не просто много, а очень много. Так что можно выбирать лучших из лучших. Остается только отметить, что эти деньги в кризисный период очень нужны обеим спорящим сторонам. А наблюдатели ждут, чем же закончится процесс? Ведь тогда можно будет использовать и чужой опыт. Без собственных потерь…


 

Нашла коса на камень.

Складывается впечатление, что, повышая тарифы на железнодорожные грузоперевозки, власть руководствуется больше предвыборным популизмом, нежели экономическими принципами. Отсутствие взаимопонимания с крупным металлургическим бизнесом и какой-либо четкой концепции демонополизации национальной транспортной системы может привести к дестабилизации ситуации в ведущей отрасли экономики Украины.

Дискуссии вокруг индексации тарифов на грузовые перевозки ведутся уже практически месяц. Еще в середине марта Минтранссвязи без каких-либо согласований инициировал резкое поднятие цен на услуги «Укрзализныци» на 100%. Тогда металлурги восприняли такие инициативы «в штыки». В итоге бизнес и власть согласились создать межведомственную комиссию. Были проведены консультации с представителями металлургических предприятий, на которых было согласовано увеличение ж/д ставок на 30%. А министр транспорта и связи Евгений Червоненко сообщил о достижении общего консенсуса.

Однако, несмотря на достигнутые ранее договоренности промышленников с Минтранссвязи, буквально на следующий день Кабмин принимает решение утвердить увеличенные на 50% тарифы на период с 1 апреля по 30 июня. Отметим, что повышение ставки на перевозку руды, угля, кокса, металлолома внутри Украине составило +50%. Зато стоимость транспортировки руды, предназначенной для экспорта, увеличилась только на 13%, кокса – на 7,4%, а для коксующегося угля и лома черных металлов она была вообще снижена на 17% и 27% соответственно. В то же время, тарифы на перевозку чугуна и других видов проката (продукции высоких переделов) выросли на 50%. Анализ показывает, что при сохранении текущих ставок на перевозку грузов для отечественного горно-металлургического комплекса будет выгоднее направлять сырье на экспорт, а не на внутренний рынок.

Впрочем, и в Кабмине также нет единой позиции по поводу политики тарифообразования. Так, Минпромполитики выступает против повышения «Укразализныцей» ставок на грузоперевозки более чем на 25%, а первый вице-премьер Анатолий Кинах заявил о возможном повышении тарифов «Укрзализныцей» на железнодорожном транспорте только после проверки ее деятельности. Однако, за инициативы министра транспорта и связи Евгения Червоненко активно ратует сама премьер-министр Юлия Тимошенко.

Это заставляет усомниться в том, что правительство придерживается прозрачных принципов тарифообразования, при котором каждое решение имеет четкое публичное экономическое обоснование. В подавляющем большинстве случаев объяснения власти сводились к тезису о «раскулачивании олигархов», в то время как о понятных экономических подходах никто не говорил. Единственный раз, когда общество наблюдало приближение к «раскрытию» каких-то расчетов, было выступление Е.Червоненко на одном из телеканалов, где он предлагал ознакомиться со своими диаграммами.

После таких решений промышленники заявили, что их предприятия потеряют рентабельность. В ответ на это, Ю.Тимошенко инициировала проверки всех металлургических предприятий (ГОКов, заводов, комбинатов) с тем, чтобы выявить, по каким ценам реально они вывозят продукцию в оффшорные зоны, по каким ценам реализовывают из оффшорных зон, и какую реальную прибыль с этого имеют.

Также вызывает ряд вопросов позиция правительства в вопросе о демонополизации рынка транспортных услуг. Очевидно, что «Укразализныця» является министерским холдингом, который объединяет все предприятия отрасли и полностью владеет соответствующим рынком транспортных услуг. Усиление монополизации в железнодорожном транспорте и отсутствие какой-либо конкуренции на этом рынке стало характерной чертой украинской экономики.

Также вызывает недоумение бездействие Антимонопольного комитета Украины. На лицо факт введения дополнительной оплаты услуг путем смены тарифа на них без какого-либо улучшения качества самих услуг и без предоставления новых. В этом случае АМКУ должен произвести проверку и расследование, и при выявлении нарушения применить санкции к монополисту. Поэтому, не исключено, что председатель АМКУ Алексей Костусев, оказавшись между «молотом и наковальней», решил подать в отставку в связи с политическим давлением на него.

В текущих условиях, очевидно, что власть не собирается проводить единую антимонопольную политику, которая предполагала бы демонополизацию и усиление конкуренции на рынке. Кроме того, совершенно не идет речь об ограничении прав естественных монополий и противодействии использования ними своего привилегированного положения, благодаря которому другие участники рыночных отношений могут понести убытки.

На фоне благоприятной ситуации на внешних рынках черной металлургии, когда цены на прокат высокие, спрос на нее стабильный, отечественные метпредприятия, поставляющие на экспорт около 80% своей продукции, имеют большие валютные поступления от реализации за рубежом. В то же время, налоговый и тарифный «пресс» со стороны власти на металлургов связан с устранением дефицита бюджета, который обременен всевозможными социальными обязательствами, заложенными в предвыборные политические программы. Очевидно, что для выполнения своих обещаний новая власть решила воспользоваться «помощью» крупного метбизнеса.

Но теперь, начиная со второй половины этого года, цены на металлопрокат в мире будут снижаться и существенно «Речь идет о 15-25% в каждом году. То есть эпоха высоких цен на металлопрокат, которая дала возможность металлургам заработать некоторые деньги и накопить их для модернизации своих крайне изношенных фондов, заканчивается», — считает руководитель информационного отдела государственного предприятия «Укрпромвнешэкспертиза» Сергей Поважнюк. Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки произошло тогда, когда инвестиционные планы на текущий год уже были приняты и определены планы по финансовым доходам и затратам. «И когда предлагается существенное повышение тарифов — это вызвало шок», — считает эксперт.

Сейчас, лишившись своего лобби на правительственном уровне, металлурги пытаются наладить диалог с новой властью. В то же время украинским властям также необходимо установить контакт с крупнейшей по уровню валютных поступлений отраслью страны. Очевидно, что сейчас не идет речь о потери рентабельности метпредприятиями. Ведь, подорожание металлопродукции произойдет максимум на пару гривен по каждому виду сортамента. Но беспокоит совсем другое: диалога бизнеса и власти не получается. Кроме того, продолжает отсутствовать какая-либо прозрачность в решениях правительства. А ведь известно, что капитал любит спокойствие. Т.е. в итоге мы можем стать свидетелями не притока в страну инвестиций, как было обещано в конце осени, а в виде усилившегося оттока собственного капитала.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...