Доменный цех на Мариупольском металлургическом комбинате имени Ильича – старейшее подразделение. В 2008 году цех отметил свое 110-летие. О старых временах напоминают сейчас только несколько видавших виды построек.
Все пять доменных печей были построены уже после войны, в 40-50-х годах прошлого века.
Предшественником доменного производства считается переплавка руды на древесных углях. В истории отечественной металлургии такой способ долго применяли на Урале, где было вдоволь леса. «Предок» доменной печи первым делом выдавал «крицу» — бесформенную массу, состоявшую из спекшейся руды и угольного шлака. Потом крицу приходилось несколько раз снова помещать в печь, раскаленные куски крицы колотили кузнечным молотом, и только после многих таких операций получалось что-то похожее на чугун. Современное производство чугуна мало чем отличается от доменного процесса даже столетней давности. Как и век назад, в домны загружают чуть ли не половину таблицы Менделеева. Тут и кремний, и известняк, и марганец с магнием. Температура, необходимая для доменного процесса, достигается за счет сжигания кокса и природного газа. Но все же одно революционное открытие в чугунолитейном производстве сделать удалось. Было это в 1960 году, по-настоящему идея советских металлургов пригодилась только в 21-м веке. Волей обстоятельств старейшее подразделение комбината имени Ильича может дать старт «второму дыханию» всего огромного предприятия.
— Выплавка чугуна по части расходов энергоресурсов — самое затратное из всех металлургических производств, — рассказывает начальник доменного цеха открытого акционерного общества (ОАО) «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича» Николай КОСОЛАП, — и пока что нам никак не обойтись без природного газа. Его на получение только одной тонны чугуна требуется 80 кубических метров. Это означает, что когда на рабочем ходу все пять доменных печей, цех только за один час потребляет 60 тысяч кубических метров газового топлива. При сегодняшних ценах на газ, такой расход — основная причина того, что рентабельность всего металлургического производства близка к нулю. Никуда не денешься и от того факта, что весь промышленный газ Украина закупает в России. Так было и в первые годы после провозглашения независимости, так остается и сейчас. Будущее тоже ничего другого не обещает. Поэтому еще в 1999-2000 годах правление комбината обратилась к открытию, появившемуся несколько десятков лет назад. В Советском Союзе была разработана оригинальная на тот момент технология. Оказывается, вместо природного газа в доменных печах с неменьшим успехом можно сжигать пылеугольное топливо. Просчитали и экономический эффект открытия. Выяснилось, что угольная пыль в конечном счете обходится дешевле, чем газ. И это несмотря на то, что уголь нужно добыть, потом доставить к месту переработки в пыль, затем перемолоть и уже после всего этого по специальной системе труб подавать в домны. Новая технология в свое время была испытана на Донецком металлургическом заводе — единственном предприятии черной металлургии, где новшество прижилось.
Среди производственников давно известна шутка: «Неожиданное изобретение, годится только для того, чтобы испортить давно отлаженный процесс». Так получилось и с использованием в доменных печах угольной пыли. Газа в недрах огромной страны хватало, и стоил он в государственной системе поставок копейки. В такой ситуации отечественные металлурги не видели необходимости взваливать на себя большие хлопоты — реконструировать сложное доменное хозяйство под вдувание угольной пыли. Так металлургическая отрасль работала до развала Союза. В России, где весь промышленный газ «домашней» добычи, и по сей день металлурги без особых проблем продолжают использовать его в доменных печах. Совсем иное дело — Украина. До недавних пор отечественную металлургию выручали только солидные цены на металл, долго державшиеся на мировом рынке. Но разразился экономический кризис, и эта палочка-выручалочка сломалась.
На комбинате имени Ильича, конечно, не сидели сложа руки и на одну лишь выгодную коньюктуру не полагались. Многое из того, что происходило в мире и на Украине, предвещало, что сытые времена долго продолжаться не будут. К тому же мировая металлургия давно взяла на вооружение опыт, не нашедший широкого применения ни в Союзе, ни в новоиспеченных независимых государствах. Пылеугольное дутье применяют доменщики США, Бразилии, стран Европейского Союза. Китай успел перевести на «угольную» технологию все свои доменные печи. Для комбината имени Ильича проект перевода доменных печей на сжигание пылеугольного топлива был готов к началу 2006 года. В мае того же года были подписаны все контракты с подрядными организациями. Еще месяц спустя закипела работа. До осени 2008 года осуществление проекта продвигалось строго по графику. Но кризис и здесь спутал карты.
— Пока не начались трудности с экономикой, мы на 80% выполнили строительство угольного склада и на 40% выстроили помещение для углеразмольных установок, — объяснил сегодняшнею обстановку начальник доменного цеха. Общая схема реконструкционного проекта такова: уголь будет доставляться в вагонах на разгрузочную эстакаду, из вагонных люков уголь будут высыпать на специально приспособленную наклонную плоскость — таким образом угольная масса попадет прямо на склад. Из склада транспортеры будут подавать уголь в основное здание. Сначала уголь поступит в бункер, а уже из него пойдет на мельницы. Их установят прямо под бункером. Готовая пылеугольная смесь по тубам пойдет в печи.
Перевод печей на пылеугольное дутье для доменщиков дело новое, не все тонкости процесса раскроются только в работе. По словам Николая Косолапа, на первых порах после запуска оборудования в печах придется использовать как пылеугольное топливо, так и природный газ. В какой пропорции — выяснится по ходу дела. Проектная мощность размольных установок — 200 килограммов угольной пыли на выплавку одной тонны чугуна. Всего мельниц будет установлено три. Суточная производительность таких установок — четыре тысячи тонн пылеугольной смеси. Расчеты показывают, что если путем совершенствования доменных технологий снизить расход угольной пыли до 150 килограммов на тонну чугуна, это позволит только за год сэкономить 1,5 миллиона тонн кокса. Сейчас на комбинате, чтобы снизить потребление газа, кокса приходится сжигать больше, чем предусмотрено технологическими нормами.
Реконструкцию доменного цеха планировали завершить в середине 2009 года. Кризис внес в эти планы свои поправки. Начальник доменного цеха не скрывает, что финансирование работ сейчас совсем не то, каким было еще несколько месяцев назад. Еще летом прошлого года цеху на реконструкцию каждый месяц выделяли 20 миллионов гривен, теперь — не более двух миллионов. Но доменщики таким урезанием аппетитов не удивлены. Работа доменного цеха — это и начало всего производства, и, по этой же причине, «зеркало» возможностей комбината. Реконструкция доменного цеха продолжается наперекор всем трудностям, ведь перевод доменных печей на пылеугольное дутье поможет всему производству. Технология вдувания угольной пыли в несколько раз дешевле использования в доменном процессе природного газа. Когда проект реконструкции доменного передела завершится, с плеч комбината свалится целая «газовая гора».
Строящийся объект показывает заместитель начальника доменного цеха по пылеугольному топливу Анатолий ЧУМАК:
— Здесь будет угольный склад. Помещение, размерами 160 метров в длину и 30 метров в ширину, почти готово. Даже мостовые краны, предназначенные для погрузки угля на транспортерные ленты, успели установить. Вместимость склада — 25 тысяч тонн угля. Такого количества хватит на восемь суток работы всех пяти доменных печей.
В каких-нибудь полусотни метрах от склада продолжается строительство основного здания. Еще года назад на месте будущего реконструкционного объекта находился пустырь и заросший бурьяном бугор. Его «стесали» при помощи землеройной техники. Основное здание пока представляет собой остов из металлоконструкций. Но здесь уже установлены три углеразмольные мельницы. Проектная производительность этого оборудования — 65 тысяч тонн угольной пыли за час работы.
— Основное задание у нас еще называют китайским, — продолжает Анатолий Чумак, — из установленного оборудования отечественного производства только краны на угольном складе. Подъемная техника изготовлена на Харьковском заводе погрузочно-транспортного оборудования. Углеразмольные мельницы сделаны на машиностроительном заводе в Пекине, стальные балки и перекрытия — на заводе металлоконструкций в Шанхае. Потому и все здание именуют «китайским». Получается, что к нам возвращается наш собственный опыт переоснастки доменных печей… Жаль, что у нас в свое время не сумели найти ему применения.
На комбинате имени Ильича переворотом в доменном деле занялись серьезно и основательно. Кризис тут хоть и стал помехой, но он же сделал жизненно необходимой и антикризисную реконструкцию. Ее продолжают и обязательно доведут до конца. Но проблема черной металлургии, а вместе с ней и всей страны, в другом. Металлургических комбинатов и заводов на Украине было четырнадцать. Теперь, когда порезан на металлолом Макеевский металлургический завод, список предприятий, где варят чугун и плавят сталь, стал короче. Но везде в доменных печах вместо дорогущего газа стали применять экономически выгодное пылеугольное топливо, это тянет на целую государственную программу.
Комбинат имени Ильича с поставленной задачей справится и без государства. На то он и флагман металлургии. Но выстроится ли в фарватере флагмана «эскадра» последователей из остальных металлургических предприятий Украины? Ответ на вопрос есть, и ответ скорее отрицательный.
Программу перевода тридцати с лишним доменных печей, находящихся на Украине, на экономичный вид топлива надо было разрабатывать лет восемнадцать назад. Но если бы такая программа и появилась, послужила бы ли она гарантией успеха? Опыт свидетельствует, что вряд ли.
За все годы независимости на Украине разработано около 500 государственных программ, в том числе и для различных отраслей экономики. Ни одну из программ так и не выполнили до конца. За непростое и дорогостоящее дело реконструкции домен надо было браться тогда, когда у металлургов денег было вдоволь. На комбинате имени Ильича момент для старта не упустили. А вот остальным придется, в лучшем случае, догонять уходящее время…