С начала года в металлургической отрасли юга России увеличиваются объёмы производства и, как следствие этого, растут цены на лом и метизы. Это ещё не перелом кризисных процессов. Однако с рынка ломозаготовок уже ушли почти все мелкие операторы, оставив на нём только сумевших выжить в этих условиях игроков.
В IV квартале прошлого года спад промышленного производства в России составил 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Наиболее сильно кризис ударил по металлургической отрасли и промышленности строительных материалов. Производство готового проката чёрных металлов в декабре упало на 40,7%, производство кокса — на 44,2%, стальных труб — на 35,3%, объёмы добычи железной руды — на 45,6%.
Для металлургов и ломозаготовителей ЮФО конец года оказался попросту провальным. Первые
Взлёт подкрался незаметно
К концу года запас сырья на складах закупавших впрок метзаводов заметно истощился, так как металлургам были нужны «живые» деньги, чтобы пережить зиму и выполнить заключённые ещё до кризиса контракты. Резкое снижение потока вторичного сырья, спровоцированное металлургами, которые в условиях кризиса снижали объёмы производства, привело к тому, что многие комбинаты подошли к новогоднему рубежу с недостаточными складскими запасами. По данным президента Российского союза производителей металлопродукции Александра Романова, к 1 февраля складские остатки по прокату чёрных металлов уменьшились примерно на 20%.
Кроме того, экспортёры в ближайшее время не исключают возможности активизации внешнего рынка, что может усилить дефицит сырья внутри России. Отечественные «ломовики» и так уже глотнули свежего воздуха на фоне резкой девальвации рубля и поспешили увеличить экспорт — его доля выросла с обычных январских 45 до 70%. Относительная дешевизна российского проката на внешнем рынке дала возможность металлургам практически полностью переориентироваться на экспортные поставки. По мнению экспертов, на сегодняшний момент до 90% выплавляемой стали поставляется в дальнее зарубежье.
Длительные
Но снижение запасов проката на складах металлотрейдеров, в свою очередь, способствует росту заказов у металлургов. В результате комбинаты «большой тройки» (Магнитогорский меткомбинат, «Северсталь», Новолипецкий меткомбинат) в январе увеличили объём производства на 25–30% и планируют дальнейшее увеличение выпуска продукции. По признанию многих участников рынка, разместить февральский заказ на металлургических комбинатах уже с середины января было практически невозможно. Директор по маркетингу ОАО «ИНПРОМ» Василий Черныш указывает, что наполовину сократившие свои мощности в результате кризиса металлурги уже не могут удовлетворить возросшие к новому сезону потребности трейдеров. Это вынуждает металлургов возвращать уволенных рабочих и восстанавливать мощности.
Южнороссийские «ломовики» уже рапортуют о росте закупок сырья со стороны «Тагмета» (входит в Трубную металлургическую компанию) и принадлежащего ГК «ЭСТАР» Ростовского электрометаллургического завода (РЭМЗ). По данным Ивана Асеева, за прошедший месяц спрос на лом вырос в регионе на 20–25%, хотя и уступает пока прошлогодним показателям.
«Конкурентное преимущество заводов нашей группы — это низкие производственные издержки на внутренних рынках, которые усиливаются недавним падением рубля и украинской гривны, — сообщил “Эксперту ЮГ”
По итогам января средняя цена за тонну лома чёрных металлов в ЮФО выросла на 50%, что превысило динамику роста в период максимальных прошлогодних цен (не более 25%). По подсчётам компании «Русмет», с конца прошлого года по начало февраля нынешнего ежедневный рост цен на лом чёрных металлов составлял около 45 рублей за тонну. Соответствующие показатели в январе 2008 года — 12 рублей в день (7%). В самый пиковый период роста прошлогодних цен — в апреле — повышение доходило до 70 рублей в день (22%).
Жертвы перепуга
Сами металлурги с нескрываемым удивлением отмечают рост спроса на собственную продукцию и повышение котировок своих ценных бумаг на фондовой бирже. К примеру, с 15 января индекс Metalsea поднялся с отметки 238 пунктов на 3,8%. К началу февраля шквал звонков с запросами об арматуре в офис системы Metalsea привёл к обнулению складов многих её участников и к резкому росту цен. Арматура за вторую неделю февраля подорожала более чем на четверть — до 18,7 тысячи рублей за тонну (с начала года рост составил 4640 рублей). Проволока поднялась в цене до 1899 рублей за тонну (на 6%). В рост пошли цены на квадрат, круг, швеллер, угол и электроды.
«К нашему приятному удивлению, в январе спрос начал оживать, — признаётся председатель совета директоров Evraz Group Александр Абрамов. — В итоге мы нарастили загрузку на 20–30 процентов по отношению к декабрю. Мы сами такого не ожидали. Январь обычно мёртвый месяц, но тут вдруг и арматуру, и проволоку стали покупать».
Президент группы МАИР (в группу входят ряд метзаводов в ЮФО и крупнейшая в Европе ломозаготовительная сеть) Виктор Макушин два месяца назад предсказывал сокращение металлургической отрасли в России на 80% и остановку ряда производств, в том числе и своего Верхнесинячихинского метзавода (Свердловская область). Однако сегодня сулинский «СТАКС» работает над выполнением экспортных контрактов, а крупнейший в регионе маировский ломозаготовительный «Втормет» едва успевает справляться с запросами металлургов. По оценке экспертов, средний объём поступающего на метзаводы лома не превышает половины плановых закупок, остатки же на складах едва ли составляют двухнедельный запас. Реальные запасы лома основных производителей стали на 1 февраля равнялись 1,2 млн тонн — это один из самых низких показателей в истории российской металлургии. То есть многим потребителям приходится работать буквально «с колёс», причём при вполне реальной угрозе дефицита сырья.
В этих обстоятельствах металлургам, не имеющим собственных ломозаготовительных мощностей, достаточно сложно будет восстановить доверие сырьевиков, которые, будучи научены горьким опытом неплатежей, боятся осуществлять объёмные поставки.
При этом между металлургами и «ломовиками» ожидается вполне предсказуемый конфликт, ведь цель у обоих одна — выживание. Первым необходимо обеспечить себя сырьём для нормального функционирования, вторым при нынешней конъюнктуре надо больше экспортировать, чтобы заработать живые деньги, которых они не получают от металлургов. Поэтому собственники метзаводов начали активное лоббирование ограничения экспорта (в частности, количества постов по таможенному декларированию лома), что может привести к значительным колебаниям цен на этом и без того крайне волатильном рынке. Более того, эксперты не исключают, что после ухода с ломозаготовительного рынка столь значительного числа игроков уже в следующем году Россия может превратиться из экспортёра лома в его импортёра.
«С февраля металлурги вынуждены будут увеличить закупки лома по сравнению с январём
По оценке «Русмета», средняя закупочная цена на лом чёрных металлов, чтобы обеспечить требуемые российской металлургией объёмы, должна находиться на уровне 7,5 тысяч рублей в феврале и 9 тысяч — в марте. Поэтому, считает
Иван Асеев полагает, что более реальная цена в ЮФО ожидается на уровне 7–10 тысяч к июлю: «Россия ежегодно собирает порядка 30 миллионов тонн лома, из которых 17 миллионов тонн потребляют отечественные предприятия, а остальное идёт на экспорт. Даже если ломообразование в нынешних условиях снизится до 20 миллионов тонн с учётом
Эксперты полагают, что пока рынок ещё не вошёл в стадию стабильного спроса, а находится в ситуации перераспределения объёмов металлопродукции и пополнения складов оптовиков к началу строительного сезона. Существуют и определённые опасения, что реальный потребительский спрос начнётся существенно позже, а к тому моменту металлурги, имеющие стабильный экспортный поток, взвинтят цены на металл. Поэтому трейдеры пытаются заполнить свои склады, пока ценовая гонка не началась. Различные аналитики определяют сроки роста цен в рамках