Прошлый год стал переломным для российской промышленности — цены производителей впервые за всю историю наблюдений оказались в минусе по итогам года
Промышленные цены, по данным Росстата, в
Росстат не фиксировал дефляции по итогам года за всю историю наблюдений — с
В декабре темпы дефляции немного замедлились, но снижение цен продолжалось практически во всех отраслях промышленности. Дизельное топливо подешевело на 29,2%, бензин — на 29,8%, минеральные удобрения — на 15,1%, чугун, ферросплавы, сталь и прокат — на 13,5%. В целом цены обрабатывающих производств в декабре рухнули на 16,2%, добывающих — на 6,5%. Но в годовом выражении (декабрь к декабрю) дефляция наблюдалась только в нефте- и газодобывающих отраслях, знает Владимир Сальников из ЦМАКП, в других отраслях цены выросли за 12 месяцев по декабрь на 8-18,5%.
Миронов объясняет прошлогоднюю дефляцию резким сокращением спроса. В сентябре — октябре его снижение еще не привело к существенному сокращению производства, так как нереализованная продукция оставалась на складах. Но уже с ноября выпуск рухнул сразу на 8,7% (см. врез), в декабре падение промпроизводства продолжилось, хотя и меньшими темпами, предполагает Миронов. Официальных данных за последний месяц прошлого года еще нет.
По данным Института экономики переходного периода (ИЭПП), в декабре интенсивность падения спроса по сравнению с ноябрем не изменилась. Но абсолютные уровни декабря выглядят все-таки мрачно, беспокоится заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло: так интенсивно спрос снижался лишь в
Металлургическая отрасль пострадала в
Вслед за снижением производства стали упала добыча угля и руды. Продажи коксующегося угля снизились на 50%, объявил в декабре владелец «Мечела» Игорь Зюзин. «Белон» в IV квартале отгрузил 430 000 т — только треть от запланированного объема, а по итогам года план будет выполнен на 80%, говорил тогда же замгендиректора компании Евгений Гайслер.
Нелегко в
Правда, на конечных потребителях снижение промышленных цен, а значит, и издержек производства пока не сказывается, констатирует Миронов. В ноябре, когда упали и цены, и объемы промпроизводства, потребительские цены выросли на 0,8%, в то время как в странах — торговых партнерах России дефляция составила 0,1%, отмечает он. Показатель Росстата довольно условен, так как учитывает оптовые цены, и для конечного потребителя особой ценности не представляет, согласен Сальников.