Компания рассчитывает занять 15% мирового рынка
ОК «Русал» последней из российских меткомпаний обнародовала свою антикризисную программу. В ее рамках выпуск алюминия в 2009 году будет снижен на 4%, глинозема — на 8,8%. Эти цифры лучше, чем в среднем по отрасли, что эксперты связывают с исходно низкими издержками «Русала». В результате компания рассчитывает, что кризис поможет ей увеличить долю на рынке с 12% до 15%.
Вчера гендиректор «Русала» Александр Булыгин сообщил «Интерфаксу», что в 2009 году компания сократит производство на шести заводах на Урале, Северо-Западе и в Волгограде. Общий объем снижения составит около 180 тыс. тонн в год (4%). На 50% сократится выпуск глинозема на итальянском Eurallumina, на 35% — на ямайском Windalco (в целом по «Русалу» — на 8,8%). Сейчас «Русал» выпускает 4,2 млн тонн алюминия и 11,3 млн тонн глинозема в год. На год будет сдвинут пуск нового Тайшетского алюминиевого завода. Одновременно компания сократит численность персонала на 5%: как утверждают в «Русале», в основном на зарубежных предприятиях (в компании работают около 90 тыс. человек).
Пик цен на алюминий — $3,2 тыс. за тонну — пришелся на июль, с тех пор они упали до $1,4 тыс. за тонну. По оценкам аналитического агентства Brook Hunt, в мире уже остановлено порядка 4,5 млн тонн мощностей по выпуску алюминия (или около 11% от мирового производства за весь 2008 год). По данным LME, запасы алюминия составляют 1,9 млн тонн. По словам господина Булыгина, больше всего в результате кризиса пострадали транспортная и строительная отрасли, на долю спроса со стороны которых приходится 29% и 21%.
«Русал» практически последним из российских и мировых металлургов раскрыл детали своей антикризисной программы. О масштабном замораживании производственных мощностей уже заявила американская Alcoa — в целом на 600 тыс. тонн алюминия (в учетом отсрочки ввода новых мощностей). В 2007 году Alcoa произвела 3,7 млн тонн алюминия. Сильно пострадала от кризиса китайская Chinalco, которая сократит почти треть своего производства — 700 тыс. тонн. Меньшие потери понес Rio Tinto Alcan: 15 декабря компания объявила о пересмотре планов по расширению производства алюминия в Исландии на 40 тыс. тонн и на двух французских заводах — еще на 29 тыс. тонн. 10 декабря компания объявила, что в следующем году планирует сократить производство алюминия на 5% до 4 млн тонн. Компания также объявила о масштабном сокращении своих сотрудников на 14 тыс. рабочих мест по всему миру и о снижении инвестпрограммы в 2009 году с $9 млрд до $4 млрд.
Аналитик «Уралсиба» Дмитрий Смолин отмечает, что на фоне остальных производителей алюминия «Русал» находится в более выигрышной позиции благодаря меньшим затратам на электроэнергию и оплату труда. В результате компания рассчитывает в 2009 году увеличить свою долю на рынке с 12% до 15% и продолжает рассматривать возможность реализации новых проектов в Ливии, Венесуэле и странах Персидского залива. Одновременно «Русал» надеется, что к концу 2009 года ситуация на алюминиевом рынке улучшится и стоимость металла возрастет до $2 тыс. за тонну.