Мировой финансовый кризис вмешался и в бизнес сборщиков металлолома. Благодаря экономическим проблемам спрос на лом упал до минимума, и воровать канализационные люки и распиливать на части оборудование «мертвых» предприятий предприимчивым крымчанам стало бессмысленно.
Долгие годы Крым был щедрым источником металлолома. Население выкапывало из земли километры оросительных систем, снимало ливневые решетки, растаскивало заборы, срезало провода с линий электропередач и т. д. Причем занимались этим не только бомжи и алкоголики, но и вполне благополучные граждане с привлечением спецтехники. Милиция периодически ловила злоумышленников, они платили мизерные штрафы и возвращались к привычному занятию.
Осенью этого года ситуация несколько изменилась. Ориентированные на экспорт предприятия Украины потеряли рынки сбыта своей продукции и в результате перестали нуждаться в сырье (металлолом используется, в частности, при производстве стали и является менее энергоемким и более экологически чистым сырьем, чем природное). Если ранее ежемесячно в Украине заготавливалось около 600 тыс. т лома, то сейчас эти объемы сократились до 250—270 тыс. т. В ноябре стоимость лома опустилась примерно до уровня 2003 года и составила 600—900 грн за тонну (летом это сырье продавалось в среднем по 2,2 тыс. грн). Почти перестали покупать лом основные партнеры украинских поставщиков — предприятия Турции и Египта, заметно охладели и россияне. В результате пострадали сборщики лома. «Это все одна цепочка, мы очень зависим друг от друга. Проблемы в одном секторе влекут за собой проблемы во всех смежных областях», — сказал Анатолий Ярцев, директор одной из небольших фирм, занимающихся скупкой металлолома у населения в Симферопольском районе.
По данным Минпромполитики Крыма, в автономии насчитывается порядка 90 предприятий, имеющих лицензии на этот вид деятельности, причем количество их ежегодно уменьшается (конкуренция растет). Многие из них дорожат своим имиджем и спокойствием и подозрительный лом (канализационные люки, ограждения с набережной Салгира, ливневки и прочие коммунальные ценности) не принимают. В настоящее время лом черных металлов в Крыму покупают у населения в среднем по 30 коп./кг, тогда как раньше цена составляла 1,2 грн/кг. «Мы приняли решение прекратить работу примерно до февраля, поскольку работать нам абсолютно невыгодно. Даже при таких низких ценах то, что мы собираем, продать практически невозможно. Лом никому не нужен», — говорит Анатолий Ярцев. По его словам, многие нелегальные пункты приема металлолома также закрываются, так что добытчикам пресловутых канализационных люков и различных чугунных конструкций девать добытое будет некуда. В этой связи, считает предприниматель, местным властям можно расслабиться и временно не бояться вредительства.
По словам министра аграрной политики АРК Павла Акимова, в Крыму почти прекратилось и расхищение оросительных систем. Но чиновник связывает это не столько с кризисом, сколько с надежной охраной. «Мы передали оросительные системы в коммунальную собственность территориальных громад, а они, в свою очередь, — в аренду товаропроизводителям, и там никакого воровства нет. Люди сами охраняют, сами восстанавливают их, потому что без полива в Крыму на земле делать нечего. Но есть ряд районов, например, Раздольненский, Джанкойский, где есть хищения, а так обращений к нам по этой ситуации не было», — рассказал «Событиям» П. Акимов.
Изменений к лучшему большинство участников рынка металлолома ожидают к февралю, но есть и те, кто не склонен к оптимистическим прогнозам до середины следующего года.