Страны — члены Всемирной торговой организации считают, что цены на газ и электричество в России занижены, что дает необоснованное конкурентное преимущество российским экспортерам. А эксперты Центра экономической конъюнктуры при правительстве, наоборот, полагают, что цены вполне достаточные: мол, РАО «ЕЭС России» и «Газпром» просто прикидываются бедными, чтобы пролоббировать повышение тарифов. Кто прав?
Все искусственно занижают прибыль. Сегодня не нужно привлекать никаких ресурсов для РАО ЕЭС, нужно разобраться с его структурой экономики. На первом этапе этого будет достаточно, чтобы решить проблему инвестиций и восстановления основных фондов без повышения тарифов. С «Газпромом» ситуация сложнее, структуру его экономики никто не знает.
Виктор Калюжный
экс-министр энергетики
Тарифы должны покрывать затраты и давать возможность для инвестиций. Государство должно менять их в зависимости от грядущих трат. Так как все задуманные инвестпроекты невозможно осуществить сразу, а ресурсы у «Газпрома» и РАО ЕЭС выросли из-за роста цен, то текущие цены вполне нормальные. Вопрос в том, что года через два-три инвестиционные потребности увеличатся и нужно будет их поддержать возросшими тарифами.
Валерий Миронов
ведущий эксперт Центра развития
Если взять рынок коммунальных услуг, расценки чрезмерно низкие. Фактически происходит дотация государством платежей населения. Для промышленных потребителей, если верить «Газпрому», тарифы тоже занижены. Но проверить это никак нельзя из-за непрозрачности деятельности компании и из-за того, что не разделены добыча, транспортировка и маркетинг.
Сергей Лукьянов
глава московского бюро Petroleum Argus
Нельзя сказать, что мы переплачиваем или недоплачиваем. Тут все определяет государственная экономическая политика. Продажа ресурса внутри страны дешевле, чем на экспорт, — это неэффективное использование ресурса, неправильные ориентиры для инвестиционных программ. Оптимально постепенно и предсказуемо повышать цены для потребителей. Что государство и делает, хотя медленно и непоследовательно.
Евсей Гурвич
научный руководитель Экономической экспертной группы
Научный ответ — «неизвестно». Пока не прекратят господдержку монополистического статуса инфраструктурных отраслей, истинных цен мы не узнаем. Есть много аргументов в пользу того, что они ниже нынешних. Если отменить монополию РАО ЕЭС на передачу электроэнергии сетями и предприятие А сможет построить линию и продавать избытки городу В, не думаю, что РАО ЕЭС удержит даже нынешние расценки. То же самое с «Газпромом».
Григорий Сапов
руководитель консультационного бюро
Мы платим ровно столько, сколько можем платить. Если привязываться к зарплате, то расценки достаточно высокие и превышают западный уровень. Любое их изменение приведет к социальному взрыву.
Эдуард Грушевенко
руководитель экспертного совета Минэнерго
Платить по другим тарифам возможно, если жить в другой экономике. А с учетом структуры и эффективности нашей, тарифы сбалансированные. Хотя их рост неизбежен. Только его темпы не должны быть слишком высокими.
Владимир Сальников
ведущий эксперт ЦМАКП
Лукавят и те и другие. Существуют расчеты, по которым внутрироссийская цена на газ занижена не сильно. Мы выходим на некий оптимум, который показывает обоснованность цен на газ и отсутствие скрытых субсидий со стороны государства, в чем нас обвиняет ВТО.
Сергей Чижов
президент Российского газового союза