Недавно стало известно, что МПС готово освободить частных вагоновладельцев от уплаты «вагонной» составляющей железнодорожного тарифа. Воспользоваться новым правилом смогут немногие — только 15% вагонного парка не принадлежит министерству. Кроме того, владельцы частных вагонов еще не уверены, что новая тарифная система пойдет им на пользу.
Сейчас чиновники МПС, Минэкономразвития, ФЭК, МАПа и Минтранса работают над новым прейскурантом железнодорожных тарифов, который планируется ввести в действие с 1 января 2003 г. Тариф будет разделен на две составляющие: первая — за пользование инфраструктурой и локомотивной тягой, вторая — за пользование вагонным парком. По расчетам министерства, перевозка грузов для компаний, владеющих собственным парком, обойдется на 10 — 30% дешевле, чем перевозка в вагонах МПС. При этом для тех, у кого своих вагонов нет, суммарный тариф повысится. Замглавы Федеральной энергетической комиссии Андрей Лаврищев пояснил «Ведомостям», что новый прейскурант составлен таким образом, чтобы МПС полностью компенсировало за счет общего повышения тарифов доходы, выпадающие из-за введения «вагонной» ставки.
Частных вагоновладельцев, которые должны выиграть от планируемого МПС нововведения, не так много. Число частных вагонов растет быстрее, чем парк МПС: в прошлом году частные компании заказали в 10 раз больше новых грузовых вагонов, чем МПС, — 5000 против 400. Но всего, по данным Ассоциации собственников подвижного состава, из 420 000 рабочих вагонов около 15% находится в собственности различных акционерных компаний. Самый большой парк вагонов — у газовиков, химиков и нефтяников. Крупнейший парк, контролируемый не МПС, — у газового перевозчика «СГ-Транс», подчиняющегося Минэнерго. На втором месте компания «Русский мир» с 100% -ным голландским капиталом, недавно присоединившая бизнес другого нефтеперевозчика — СФАТ. Этот альянс, эксплуатирующий около 11 000 цистерн, является крупнейшим независимым перевозчиком нефтяных грузов. Более 5000 цистерн имеет в собственности «ЛУКОЙЛ-Транс», обеспечивший ГУП «Уралвагонзавод» заказами на четыре года вперед. Украинский «Азовмаш», по словам его представителей, выпустил для транспортной компании «ЮКОС-Транссервис» около 700 цистерн. Другие крупные нефтяные компании пока не встали на рельсы. Они покупают услуги на рынке, который в сфере нефтеперевозок действительно есть, у владеющих цистернами перевозчиков — «Рэйлсервиса», «Балттранссервиса», «Магистральнефтеоргсинтеза» (перевозчик Московского НПЗ) и др.
Далеко не все владельцы вагонов обладают достаточным для их собственных нужд парком. Например, «ЛУКОЙЛ-Трансу» нужно еще 3000 цистерн, чтобы к 2005 г. покрыть свои потребности на 50%. Как рассказывали «Ведомостям» представители компаний, производящих минудобрения, — «Сильвинит» и «Уралкалий», необходимые им минераловозы сейчас в дефиците даже с учетом возможностей МПС. Всего у министерства и химиков их около 15 000 штук, а их средний возраст превышает 20 лет. Поэтому весь прошлый год эти компании пытались стать железнодорожными операторами, надеясь получить от МПС инвестскидки с тарифа за ремонт и приобретение новых вагонов.
Металлурги тоже не смогут полностью отказаться от вагонов, принадлежащих МПС. Бывший гендиректор ЦФТО МПС, а ныне глава московского представительства «Алтайвагона» Виктор Величко говорит, что крупные металлургические компании — «Евразхолдинг», «Северсталь», УГМК — владеют собственными вагонами, однако используют их только для внутренних технологических перевозок руды и угля на свои заводы. Вагонов для экспортных перевозок металлургам не хватает, и им придется заключать договоры с МПС, пользуясь вагонным парком министерства. В прошлом году своим вагонным парком обзавелась даже пивоваренная компания «Красный Восток»: она закупила 450 вагонов-термосов.
Сами вагоновладельцы не уверены, действительно ли тарифное нововведение МПС так выгодно им, поскольку далеко не все в новом прейскуранте ясно. Сотрудник владеющей собственным вагонным парком компании «Евросиб» Александр Синев говорит, что, к примеру, не решен вопрос с оплатой МПС провоза пустых вагонов. «Если вагонная составляющая будет отменена, а «порожний» тариф останется, наши затраты только вырастут на несколько миллионов долларов», — подсчитал он. «Не факт, что новый прейскурант простимулирует нас покупать новые вагоны, — вторит ему представитель компании «Юнитранс», — поскольку неизвестно, за сколько окупятся новые частные вагоны».