До конца этого года Россия планирует ввести ограничение на экспорт коксующегося угля из страны. В условиях дефицита собственного угля украинским металлургам придется искать коксующийся уголь на других рынках. Ситуацию усугубляет отсутствие глобоководных перегрузочных комплексов в морских портах
Вчера в Днепропетровске состоялось балансовое совещание комиссии горно-металлургического комплекса. На нем представители крупнейших предприятий отрасли обсуждали, как решить проблему с нехваткой коксующихся углей в производстве. «Проблема существует давно, и с каждым годом дефицит становится все больше и больше», — сообщил «ДЕЛУ» генеральный директор «Укркокса» Анатолий Старовойт. В ближайшее время нехватка коксующихся углей может стать еще ощутимей. Причина — Россия намерена ввести квоты на экспорт кокса из своей страны.
Российское правительство уже создало межведомственную комиссию, которая рассматривает вопрос о введении лимита на вывоз угля. На таком решении настаивают российские металлургические компании, которые жалуются на нехватку кокса. «Россия давно планировала ввести ограничение на экспорт, — рассказывает директор энергетических про-грамм центра «Номос» Михаил Гончар. — На этот раз, учитывая недавнее политическое обострение между странами, российское правительство перейдет от слов к делу». По словам Гончара, главным фактором в ограничении поставок является подрыв конкурентных позиций украинских металлургов: «Известно, что главными конкурентами российских металлургов выступают именно украинские производители».
На сегодняшний день главным поставщиком коксующегося угля в Украину является российская компания «Мечел». Две недели назад в ее адрес от премьер-министра России Владимира Путина прозвучала резкая критика. Он был возмущен тем, что «Мечел» поставляет уголь на внутренний рынок по более высоким ценам, чем на экспорт. Сейчас стало известно, что Федеральная антимонопольная служба предложила «Мечелу» снизить цену на уголь для внутреннего рынка на 30%. Кроме того, Путин дал понять, что в ближайшее время Россия точно сократит экспорт коксующихся углей.
Дефицит угля — 30%
Генеральный директор «Укркокса» Анатолий Старовойт считает, что сократить экспорт коксующихся углей Россию вынуждает рост внутренних потребностей российской металлургии в коксе. «Российский рынок постоянно растет, а коксующегося угля не хватает», — утверждает он.
В сложившейся ситуации украинские металлурги вынуждены искать альтернативные пути поставок коксующегося угля в Украину. По прогнозам Минуглепрома, в 2008 году добыча коксующегося угля в Украине составит порядка 25 миллионов тонн. Реальная потребность на сегодняшний день составляет 32 миллиона. Внушительный недостаток должны восполнить импортеры. Так, порядка 4 миллионов тонн металлурги планируют закупить у России, еще 2 миллиона — у поставщиков из Польши, Канады, США и Казахстана.
«До отмены экспорта дело вряд ли дойдет, — считает руководитель аналитической группы «Металл Эксперт» Владимир Терловой. — Но в такой ситуации Украине лучше подумать об альтернативных поставках коксующегося угля». По словам эксперта, для этих целей Украине необходимо развивать морское сообщение.
Его мнение разделяет исполняющий обязанности гендиректора «Укрметаллургпром» Виктор Лесовой. «Этим вопросом нужно было давно уже заниматься, — считает он. — Румыния имеет порт в Констанце, который может принимать суда 160-тысячники, а мы везем сырье на своих чайках, при том, что берега у Украины гораздо больше».
Необходимость в развитии современных импортных угольных терминалов поняли и в Минпромполитики. К такому же выводу пришли специалисты Министерства окружающей среды и промышленной ассоциации «Укркокс». Импорт коксующегося угля морским путем чиновники признали наиболее приемлемым.
Уголь из Бразилии
По словам пресс-секретаря меткомбината им. Ильича Сергея Магеры, появление угольных терминалов в портах позволит Украине расширить круг стран-импортеров угля: «Появится возможность покупать уголь у Бразилии, Австралии, например, к тому же это позволит Украине снизить зависимость от российского угля».
Магера также отмечает, что в настоящее время вопрос обеспечения украинских компаний коксующимся углем носит политический характер и рассчитывать на стабильность в этом вопросе не стоит.
«Сейчас погрузки коксующегося угля осуществляются в Южном порту, — рассказывает Анатолий Старовойт. — Еще один перегрузочный комплекс будет построен в Севастополе».
О необходимости развития морского порта в Севастополе также заявлял народный депутат от «НУ — НС» Ярослав Джоджик. «Для приморского города развитие портовой инфраструктуры влияет на достаток населения и успешность экономики», — считает он. Нардеп предложил депутатам Верховной Рады пересмотреть государственный бюджет с целью включения Севастопольского порта в список проектов государственной реконструкции на 2008 год.
Севастопольский порт отличается от остальных украинских портов наличием фарватера, глубина которого составляет порядка 16 метров, а также подъездных железнодорожных путей. Все эти условия позволят в достаточно короткие сроки построить универсальный перегрузочный комплекс, который сможет принимать суда с грузом более 100 тысяч тонн. Помимо перевалки углей, такой универсальный комплекс сможет обрабатывать и инертные грузы, которые используются в строительстве — щебень и песок.
Строительство портов вряд ли позволит металлургам сэкономить на цене поставок, однако полностью решит вопрос с дефицитом углей для стабильной и бесперебойной работы отечественных металлургических предприятий.
Корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД)
и ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог» в конце июля создали двусторонний консорциум, одной из главных целей которого будет строительство на черноморском побережье Украины глубоководного грузового порта. Место строительства пока не разглашается.
Инициатором строительства в Севастополе перегрузочного комплекса является стивидорная компания «Авлита». Согласно проекту, комплекс сможет принимать в год около 8,5 миллиона тонн грузов, в том числе 4 миллиона тонн угля и 4,5 миллиона тонн — песка и щебня.