В пятницу министр экономразвития Герман Греф убеждал коллег по правительству, что в ближайшие три года России ничто не угрожает. По прогнозу Минэкономразвития, в 2003 — 2005 гг. ВВП будет расти на 3 — 4% в год, инвестиции — увеличиваться, а бегство капитала — сокращаться. Чтобы поддержать эту динамику, правительству не нужно изменять своему либеральному кредо — достаточно продолжать структурные реформы и подавлять инфляцию. Новости от Грефа оказались так хороши, что Касьянов сразу им не поверил, а отправил на недельную доработку.
Подготовив «Сценарные условия функционирования экономики в 2003 году и на период до 2005 года», Минэкономразвития выполнило свою часть задачи, которую Касьянов поставил в феврале перед Грефом и министром финансов Алексеем Кудриным, — представило макроэкономическую рамку для трехлетнего бюджетного планирования. А заодно дало бизнесу некоторые ориентиры для долгосрочного планирования. Если, конечно, считать, что бизнес готов поверить Грефу.
Четвертый год экономического роста Россия встретила «в условиях замещения внешнеэкономических условий роста внутренними», констатировал министр экономического развития. В его интерпретации это хорошо: после десятилетнего спада в России не осталось секторов, способных потянуть за собой вниз экономику, — инвестиционный и потребительский спрос поддерживают отрасли, работающие на внутренний рынок, «а весь объем спада производства, обусловленный сокращением государственного спроса, аккумулировала докризисная динамика экономики».
Не ждет Греф подвоха и со стороны мировой конъюнктуры. Эксперты Минэкономразвития выстроили сценарий развития мировой экономики в ближайшие годы. По их оценке, спрос и цены на главный предмет российского экспорта (углеводороды) , вероятнее всего, будут расти.
В основу среднесрочных прогнозов ведомство Грефа положило два сценария. По первому баррель Urals в 2003 — 2005 гг. будет стоить $21 — 23, по второму — $18,5 (при средней контрактной цене $17,1). Некоторые секторы, по оценке Минэкономразвития, будут развиваться темпами, не зависящими от внешних условий. В других возможны варианты.
Однако при любом раскладе у экономических властей будет мало пространства для маневра. Чтобы не допустить неконтролируемого роста издержек у экспортеров, Греф предложил Касьянову уже сейчас зафиксировать темпы роста тарифов естественных монополий. А поддержать конкурентоспособность отечественных производителей должен Центробанк: «в благоприятные для платежного баланса годы темпы роста реального курса рубля [не должны превышать] роста производительности, а в случае временного ослабления платежного баланса [ЦБ должен] не допускать значительной девальвации рубля».
По сведениям «Ведомостей», дискуссии вокруг доклада на самом заседании кабинета не было. Поэтому на брифинге по горячим следам Греф объявил журналистам, что правительство «условия» одобрило. Спустя пару часов департамент правительственной информации поправил министра: не одобрило, а «поручило министерствам и ведомствам доработать до 5 апреля с учетом данных на заседании указаний». Указания исходят лично от премьера, которого, по всей видимости, не до конца убедила логика Грефа.
Дело в том, что, открывая пятничное заседание кабинета, Касьянов объявил, что теперь главная задача правительства — обеспечить приток инвестиций в обрабатывающую промышленность. Греф постарался уверить премьера, что так оно и будет: «Рост 2003 — 2005 гг. будет получен за счет принципиальных изменений в структуре инвестиций в пользу отраслей экономики, ориентированных на внутренний рынок. .. » Однако в обнародованном докладе министра идея об изменении структуры инвестиций практически не аргументирована (по данным самого Грефа, в весьма удачной для России первой половине 2001 г. доля «внутренних» отраслей в суммарных промышленных инвестициях снизилась почти на 3% ). Более того, по среднесрочному сценарию в 2005 г. структура российской экономики останется практически неизменной — с преобладанием ТЭКа в структуре промышленного производства и сырьевых отраслей в экспорте.
Некоторые эксперты считают прогноз Грефа чересчур оптимистичным. «В Минэкономразвития, по-видимому, недооценивают глубину проблем, с которыми экономика столкнулась уже в этом году, и возлагают чрезмерные надежды на макроэкономическое регулирование», — говорит заместитель руководителя Центра развития Андрей Клепач. По его мнению, улучшение структуры экономики невозможно без проведения осознанной промышленной политики.