САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Балтийский завод, только что проигравший «Северной верфи» борьбу за миллиардный экспортный контракт, породнился с победившей компанией и может рассчитывать на часть прибыли от исполнения заказа. Как стало известно «Ведомостям», группа «ИСТ», контролирующая Балтийский завод, приобрела миноритарный пакет акций «Северной верфи».
Аналитики считают, что на «Северную верфь» группу «ИСТ» привел контракт на строительство двух эсминцев для Китая общей стоимостью $1,4 млрд. Изначально планировалось, что заказ получит «Северная верфь», однако в середине января межведомственная комиссия под руководством Ильи Клебанова провела тендер, победителем которого стал Балтийский завод. В конце прошлой недели Михаил Касьянов изменил решение комиссии. По его указанию Российское агентство по судостроению должно передать контракт на «Северную верфь».
Директор Балтийского завода Олег Шуляковский резко протестовал против передачи заказа. Он грозился саботировать постройку эсминцев, для которой было бы удобнее всего привлечь Балтийский завод в качестве субподрядчика. Теперь заводу выгодно помогать «Северной верфи» в исполнении китайского контракта.
«Действия ИСТ привели к тому, что группа все равно сможет хотя бы частично контролировать финансовые потоки по этому заказу», — говорит Константин Макиенко, замгендиректора исследовательского центра АСТ.
Основу группы «ИСТ» составляет межрегиональное научно-производственное объединение «Полиметалл». В него входят 12 добывающих предприятий, сырьевая база которых позволяет добывать 15 — 20 т условного золота в год. Группа компаний «ИСТ» владеет контрольным пакетом акций Балтийского завода и машиностроительного предприятия «Трансмаш». C 1998 г. Балтийский завод занят постройкой трех фрегатов по заказу ВМФ Индии общей стоимостью $1 млрд. Последний фрегат должен быть передан индийской стороне в 2003 г.
Холдинг оборонного олигарха Бориса Кузыка «Новые программы и концепции» (НПК) владеет 53% акций «Северной верфи». Еще 21% акций предприятия принадлежит РФФИ. Остальные распылены между 1342 акционерами. Последний крупный заказ на строительство двух эсминцев для Китая стоимостью около $600 млн предприятие закончило в декабре 2000 г.
Вице-президент ИСТ Николай Добринов заявил вчера «Ведомостям», что дружественные группе структуры в течение 2001 г. скупили 18,8% акций «Северной верфи». Он отказался назвать сумму сделки и компании, у которых приобретались акции, но отметил, что акции некогда принадлежали Инкомбанку, а незадолго до его банкротства были проданы на сторону.
Слова Добринова подтвердили и в «Новых программах и концепциях» Кузыка. «Так сложилось, что Балтийский завод и «Северная верфь» обречены на сотрудничество, поэтому присутствие ИСТ нисколько не может нам помешать. Мы должны искать пути совместного развития бизнеса», — заявил «Ведомостям» пресс-секретарь НПК Валерий Погребенков.
По оценке аналитика петербургской компании «Лабриум», стоимость пакета, приобретенного ИСТ, не превышает $5 млн. «Этот пакет ничего не решает, поэтому цена его минимальна и не зависит от стоимости компании», — говорит аналитик. Однако, по словам Добринова, ИСТ планирует в ближайшее время провести внеочередное собрание акционеров «Северной верфи» и ввести своих представителей в ее совет директоров. «У нас есть свое видение развития этого предприятия, отличное от стратегии НПК», — говорит Добринов.
В частности, владельцы Балтийского завода поинтересуются, куда пошли деньги от предыдущего заказа «Северной верфи». «По нашей оценке, разница между стоимостью достройки эсминцев для КНР и ценой продажи составила $200 млн, и мы, как акционеры, хотим знать, куда потрачены эти средства», — говорит Добринов. Погребенков от комментариев на эту тему отказался.