Похоже, между российскими авиакомпаниями началась конкуренция за крупного корпоративного клиента — «Норильский никель». Норильское авиапредприятие (НАП) и администрация Норильска в пику авиакомпаниям KrasAir и «Сибавиатранс» пытаются привлечь в Норильск «Аэрофлот» и государственную авиакомпанию «Россия».
В состав НАПа входят аэропорт федерального значения «Норильск», аэропорты местного значения «Дудинка», «Дудинская» «Шушенское» и «Диксон», Диксонская объединенная авиаэскадрилья, Хатангский объединенный авиаотряд. Парк НАПа состоит из трех самолетов Ан-12, трех Ан-26, одного Ан-32, семи Ан-2 и двух Ан-3Т, а также 29 вертолетов. Все они специализируются на региональных перевозках. С февраля 2001 г. по иску ГМК «Норильский никель» в НАПе введено внешнее управление.
Конфликт между KrasAir и «Сибавиатрансом» и НАПом возник из-за долгов авиаторов перед аэропортом. Топ-менеджер НАПа рассказал «Ведомостям», что за год KrasAir задолжала аэропорту «Норильск» 45 млн руб. , а «Сибавиатранс» — 9 млн руб. «Эти деньги — почти четверть годовой выручки аэропорта, — говорит собеседник «Ведомостей», — нам нечем платить налоги и зарплату, на предприятии сложилась предзабастовочная ситуация. К нам летают «Сибирь», «Пулково», «Энкор», но ни у кого больше нет таких долгов».
По словам сотрудника НАПа, авиация — единственное средство передвижения в регионе, поэтому запрещать полеты авиакомпаний-должников будут только в экстренном случае и при наличии альтернативы. А чиновник администрации Норильска добавил, что городские власти ведут переговоры с другими авиакомпаниями (в частности, с «Аэрофлотом» и государственной транспортной компанией «Россия») для открытия новых маршрутов. По его словам, если KrasAir и «Сибавиатранс» не оплатят долг до завтрашнего дня, мэрия Норильска обратится в Минтранс с требованием разорвать отношения между перевозчиками и аэропортом.
Пресс-секретарь KrasAir Светлана Володина подтвердила наличие долга перед НАПом, но удивилась, почему претензии предъявлены именно сейчас, на исходе зимы. По ее словам, в «низкий» сезон, авиакомпании обычно накапливают задолженность перед аэропортами, но летом расплачиваются сполна. «Это тем более странно, — говорит Володина, — что и администрация Норильска, и крупнейшее предприятие региона — ГМК «Норильский никель» — наши корпоративные клиенты и мы всегда предоставляем им разнообразные преференции».
Источники в НАПе и сотрудники красноярского офиса KrasAir подозревают, что за инициативой чиновников и аэропорта стоит «Норникель». По мнению представителей обеих сторон, новое руководство главного предприятия региона хочет летать «Аэрофлотом» и поэтому решило надавить на других перевозчиков.
В самом «Норильском никеле» эту мысль не подтверждают, но и не опровергают. «Мы не вправе комментировать спор двух хозяйствующих субъектов, — заявил «Ведомостям» замначальника дирекции общественных связей ГМК Сергей Уханев. — Но в наших интересах и в интересах местных жителей, чтобы среди авиакомпаний существовала конкуренция, тогда и количество, и качество авиаперевозок будут только повышаться».