В одном из многочисленных интернет-форумов, в которых обсуждается сейчас судьба аудиторской компании Andersen, есть такое сообщение: «Моя жена, сотрудник Andersen, пошла к начальству спросить, что будет дальше. В ответ партнер — мужчина — разрыдался».
Минюст США предъявил Andersen уголовные обвинения. За 212-летнюю историю финансовых рынков США ни одна крупная фирма, работающая в секторе финансовых услуг и оказавшаяся в аналогичной ситуации, не выжила. В случае с Andersen действия Минюста положили конец переговорам о продаже бизнеса компании. Deloitte Touche Tohmatsu и Ernst & Young отказались продолжать диалог. KPMG и шестая по величине аудиторская компания BDO Seidman готовы разговаривать лишь о приобретении операций Andersen в отдельных странах.
Минюст США обвинил Andersen в препятствовании правосудию на том основании, что компания в октябре-ноябре 2001 г. «сознательно, умышленно и безнравственно убеждала» сотрудников «изменять, уничтожать, искажать и скрывать» документы и компьютерные файлы, относящиеся к аудиту обанкротившейся Enron. Известно, что документы уничтожались в хьюстонском офисе компании, а также в штаб-квартире в Чикаго, в портлендском и лондонском офисах. Обвинители также планируют напомнить судьям об истории с аудитом компании Waste Management. Менее года назад Andersen согласилась заплатить штраф в $7 млн за то, что визировала поддельную бухгалтерскую отчетность компании.
Кроме того, сейчас Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) расследует бухгалтерскую практику трех телекоммуникационных компаний: обанкротившейся Global Crossing, Qwest Communications и WorldCom, — аудитором которых также была Andersen.
Предъявленное ей обвинение Andersen назвала «смертным приговором», однако признавать себя побежденной — и виновной — компания отказывается. Обвинение, по словам ее представителей, изобилует фактическими и юридическими ошибками, а правительство злоупотребляет своей властью. Andersen намерена доказать, что высшее руководство не знало об уничтожении документов, а инициировали его партнеры хьюстонского офиса. Управляющий партнер британского отделения компании Джон Ормеронд, например, заявил, что в Лондоне документы по Enron уничтожали приехавшие в командировку люди из хьюстонского офиса. «Они не принадлежат к британской фирме, и по вопросам [уничтожения документов] они общались напрямую с Хьюстоном», — говорит Ормеронд.
Представители Andersen в среду должны появиться в суде Хьюстона (именно в этом городе было предъявлено обвинение). Юрист Andersen Расти Хардин заявил, что компания попросит, как того требует закон, назначить дату судебного заседания, которое должно будет начаться в течение 70 дней. Andersen, надеясь выжить, хочет максимально ускорить процесс. Чем дольше он будет идти, тем большее число клиентов покинет компанию.
Пока отношения с Andersen разорвали около 50 клиентов (см. табл. ) из 2300, с которыми компания работает в США. После предъявления обвинения от ее услуг отказались Sara Lee и Abbott Laboratories. Партнер одной из компаний «большой пятерки» сказал, что его фирма в последние недели вела переговоры о смене аудитора по меньшей мере с 50 клиентами Andersen. В пятницу правительство запретило Andersen и Enron заключать новые контракты с государственными структурами. По словам представителя Andersen Чарли Леонарда, из-за ухода клиентов компания уже потеряла 2% получаемого в США годового дохода, который превышает $4 млрд.
Сотрудники Andersen чувствуют себя весьма неуютно. Представители кадровых агентств в Чикаго говорят, что в последние дни сотрудники Andersen, в том числе высокопоставленные, активно ищут работу. В аудиторской фирме сейчас популярна мрачная шутка: работодатель рассматривает полоски резюме, пропущенного через шреддер, и говорит: «Я вижу, вы работали в Arthur Andersen».