В бытность пионерских организаций было почётно собирать металлолом.
Даже песенку специально для этого дела придумали, которая называлась “Соберем металлолом”, и пелась эта фраза задом наперёд. Сейчас малочисленные пионерские, и похожие на них организации, вряд ли собирают металлолом, но сами пункты приёма втормета никуда не делись. Мало того некоторые предприниматели, которые занимаются заготовкой лома, входят в Украинскую ассоциацию вторичных металлов. Правда, есть и такие пункты, владельцы которых не спешат легализировать свою деятельность. Тем самым, ставя под удар всю отрасль.
В прошлом году сотрудниками налоговой милиции Донецкой области разоблачена деятельность шести конвертационных центров и 97 фиктивных субъектов хозяйственной деятельности, которые были задействованы в схемах легализации “теневого” металлолома. По материалам расследования было возбуждено 3 уголовных дела по фактам уклонения от уплаты налогов руководителями таких предприятий. Нужды металлургических предприятий Донбасса в металлоломе черных и цветных металлов ежегодно составляют в ценовом виде больше, чем 3 млрд. грн. Этим обстоятельством иногда и удается воспользоваться некоторым недобросовестным руководителям специализированных предприятий-поставщиков металлолома. Пользуясь реквизитами фиктивных фирм и другими теневыми схемами, они стараются уклониться от уплаты налогов, собрания и других обязательных платежей.
В другом восточном городе Луганске правоохранительные органы разоблачали теневые схемы экспорта металлолома, и преступления связанные со сбором, покупкой, продажей утиля и отходов черных и цветных металлов. Среди проверенных оказались 219 субъектов ведения хозяйства, а среди нарушений — 100 преступлений, связанных с фактами похищения металлических трубопроводов, присвоения, демонтажа металлического оборудования и тому подобное. Под острый меч правосудия попали 32 нелегальных пункта принимающих металлолом. Было изъято свыше 600 тонн утиля.
Такая же ситуация и в других областях Украины. Нередки случаи не отображения операций с металлоломом в бухгалтерской отчетности предприятия. Кроме этого, фальсифицируются закупочные цены и источники поступления металлолома, а также занижается его сортность, возникающая же при этом разница в цене, присваивается руководителями предприятий, занимающихся сбором, переработкой и реализацией металлолома. Для того чтобы скрыть незаконные операции, теневики создают и используют в своей деятельности конвертационные центры, через которые перекачиваются средства. При этом фабрикуется документация со счетами и налоговыми накладными фиктивных фирм, у которых якобы приобретался металлолом. Естественно, налоги в бюджет не поступают, оседая в виде неконтролируемых доходов в карманах дельцов теневого бизнеса.
Ситуацию на рынке втормета пытались нормализовать, введя соответствующие этой деятельности лицензии. В ноябре прошлого года вступили в силу новые лицензионные условия по заготовке и переработке лома черных и цветных металлов, но они выхвали недовольство мелких заготовителей, которые обратились в суд с целью заблокировать действие документа. Кроме того, в середине января уже текущего года иск в Киевский окружной административный суд направила Ассоциация украинских предприятий вторичных металлов “Втормет” (Днепропетровск). По настоянию этой же организации мониторинг лицензионных условий проводят Госкомпредпринимательство и Антимонопольный комитет (АМК) Украины.
Кампания по отмене условий лицензирования разгорелась не шуточная. Ключевыми пунктами условий лицензирования, которые не устраивают членов организации, является необходимость иметь в наличии весьма дорогие прессы, ножницы и грузоподъемное оборудование с электромагнитными шайбами и грейферными захватами. Не имея прописанного в лицензионных условиях оборудования, предприятия рискуют потерять самостоятельность, низводятся до уровня приемных пунктов более крупных игроков или уходят в тень. Кроме того, в документе не учтены особенности деятельности переработчиков стружки и шламов, которые зачастую имеют более дорогое оборудование, чем обычные заготовители. В настоящее время в Украине насчитывается порядка 400 прессов усилием 1000 кН, которые необходимо иметь предприятиям — заготовителям черных металлов, а общее число лицензиатов доходит до 1700 субъектов.
Таким образом, как минимум три четверти заготовителей лома должны приобрести оборудование или подвинуться. Похоже, что новые правила игры приняты с целью укрупнения рынка. Недавно за отмену лицензирования на деятельность по заготовке и переработке лома высказался президент, а в Верховном Совете уже имеется соответствующий законопроект. Ясно одно, что укрупнение предприятий сводит к тому, что уровень обслуживания, бесспорно, возрастёт, но и “теневых” пунктов приёма станет меньше. Поскольку теневики особо не вкладывают средства в развитие своего бизнеса. Для них главное — принять лом и сразу же перепродать по теневым схемам. Любой проверяющий, придя на такой вот пункт, сразу же поймёт его истинную цель. С другой стороны, не все предприниматели — физические лица теневики. Для них это, своего рода семейный бизнес, который “завис” на одном уровне: на жизнь хватает, а развиваться дальше денег не хватает.
По сути, государство в очередной раз, особо не разбираясь, “экспериментирует” с предпринимателями, а потом пытается сгладить возникший из ничего конфликт. Может правительству снова организовать сбор лома или макулатуры школьниками, которые “на шару” будут собирать, и сдавать государству, получая взамен грамоты и благодарности. Тогда чиновникам не надо будет ломать голову, как бороться с теневиками. Правда, школьники уже не те, что были 10-20 лет назад. Это поколение знает, что такое “нажива” и как бы налоговикам ещё хуже не пришлось.