Председатель ЦБ Виктор Геращенко, много раз заявлявший о вреде снижения норматива обязательной продажи экспортной выручки, получил вчера поддержку от депутата Госдумы Евгения Ищенко. Депутат внес на рассмотрение коллег законопроект, в случае утверждения которого экспортеры вновь будут обязаны продавать 75% выручки. Но коллеги Ищенко говорят, что не поддержат его инициативу.
В августе 2001 г. Владимир Путин подписал закон, снизивший норматив обязательной продажи экспортной выручки с 75% до 50%. Через полгода член думского комитета по собственности Евгений Ищенко предложил вернуться к старому нормативу, для чего необходимо внести поправки в статью 6 закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Но депутат посчитал, что для стабильности рубля этого недостаточно, поэтому он хочет предоставить президенту право на срок до шести месяцев устанавливать любой норматив, вплоть до 100%.
В пояснительной записке к законопроекту депутат сообщает коллегам, что «непродуманное снижение в августе 2001 г. уровня обязательной продажи резидентами валютной выручки, отсутствие действенных мер по пресечению незаконной утечки российского капитала за рубеж (не менее $22 млрд за 2001 г. ) вынудили ЦБ неоднократно осуществлять валютные интервенции». Именно поэтому значительно снижаются золотовалютные резервы, что увеличивает угрозу наступления валютного кризиса, пишет Ищенко.
Ровно то же самое неоднократно говорил глава ЦБ Виктор Геращенко, недавно он отчитался перед депутатами о причинах снижения золотовалютных резервов. По его мнению, снижение норматива начало сказываться с конца сентября 2001 г. , когда стали падать мировые цены на энергоносители. «Новый норматив не только сократил возможность ЦБ по покупке валюты на внутреннем рынке, но и дал дополнительный толчок несанкционированному оттоку капитала из страны», — сказано в отчете Геращенко. Главный банкир оценил отток капитала в IV квартале 2001 г. в $5 млрд, а в III квартале — в $1,6 млрд.
Впрочем, экономисты считают, что Геращенко лукавит и снижение норматива здесь ни при чем. Главный экономист «Тройки Диалог » Олег Вьюгин связывает отток капитала с сезонным фактором: «К концу года у крупных компаний традиционный спад инвестиционной активности, ситуация поменяется во II — III квартале [этого года]». Вьюгин, занимавший пост первого замминистра финансов, полагает, что снижение норматива не отразилось на внутреннем валютном рынке и его повышение неактуально с точки зрения курсообразования и стабильности рубля. Специалист Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Оксана Дынникова считает, что с введением 50% -ного норматива у ЦБ снизилась «краткосрочная гибкость проведения операций на валютном рынке». Однако, по ее мнению, определяющий для курса рубля фактор — цены на нефть, при сегодняшнем уровне которых «все равно 50% или 75% «. Аналитик «НИКойла» Владимир Тихомиров соглашается, что возможное повышение норматива не отразится на валютном рынке. «Намного важнее цены на энергоносители и неравномерное распределение Минфином бюджетных выплат», — говорит аналитик.
По данным ЭЭГ, совокупный отток капитала в 2000 г. (при нормативе 75% ) составил $28 млрд, в 2001 г. — $24 млрд. Получается, что валютная либерализация, наоборот, приостановила бегство капитала.
«Я еще не успел детально ознакомиться с законопроектом и не могу прокомментировать его подробно. Однако на первый взгляд шансы на принятие этого закона сомнительные», — сказал председатель бюджетного комитета Александр Жуков. Его заместитель Михаил Задорнов назвал законопроект «провокаторским». «[Ищенко] вносит законы, чтобы посмотреть, что из этого получится. Я уверен, что у этого законопроекта нет абсолютно никаких перспектив».