Не успел «Газпром» обнародовать список кандидатов в совет директоров, как претенденты уже включились в предвыборную борьбу за голоса миноритарных акционеров. Управляющий директор Hermitage Capital Management Уильям Браудер начал свою кампанию с предложения сменить многолетнего аудитора «Газпрома» — PricewaterhouseCoopers (PwC).
Как сказал «Ведомостям» Уильям Браудер, по его инициативе вопрос о замене PwC на другую фирму «большой пятерки» — Deloitte & Touchе — внесен в повестку очередного собрания акционеров «Газпрома». «Проанализировав отчет PwC, посвященный взаимоотношениям «Газпрома» и «Итеры», мы пришли к выводу, что он выглядит некой попыткой обелить эти взаимоотношения, — говорит Браудер, выдвинутый в совет директоров акционерами, владеющими 3,13% акций «Газпрома». — Отчет PwC не представил полной и правдивой картины состояния дел, что не позволило правительству получить достаточно информации для анализа ряда сделок, проведенных между «Газпромом» и «Итерой». Либо аудиторы не понимали, что делали, либо существует много такого, о чем они не хотят говорить».
Критиковать аудиторов сейчас модно во всем мире. Причина — действия одного из партнеров компании Andersen, уничтожившего ряд документов, связанных с проверками отчетности обанкротившегося энергохолдинга Enron. После этого скандала ряд компаний, в том числе PwC и Deloitte & Touche, объявили, что не будут оказывать одним и тем же клиентам аудиторские и консалтинговые услуги, чтобы избежать конфликта интересов. Но этого скорее всего недостаточно. «PwC получает от «Газпрома» $12 млн в год и сохранить такого клиента, конечно, заинтересована, — говорит аналитик Альфа-банка Сергей Глазер. — Определенный конфликт интересов тут может присутствовать». Отсюда и обвинения Браудера в адрес PwC, чью проверку отношений «Газпрома» с «Итерой» он называет «ретушь-аудитом».
В подтверждение своих слов Браудер приводит ряд примеров. Вот, скажем, в 2000 г. «Газпром» импортировал 9,1 млрд куб. м газа из Туркмении, где «Итера» «оказалась» посредником между газовым концерном и правительством Туркменистана. «Итера» покупала газ по цене $35,4 за 1000 куб. м, а продавала «Газпрому» по $45. PwC сделала вывод, что деньги, которые «Газпром» перечислил «Итере» за туркменский газ, «были приблизительно равны» тем суммам, которые «Итера» выплатила туркменскому поставщику, включая расходы на транспортировку. «Но ведь «Итера» получила от данной сделки дополнительные $87,4 млн. И это называется «приблизительно равны»? » — возмущается Браудер.
PwC резюмирует, что «существенные ограничения денежных ресурсов» вынудили «Газпром» позволить «Итере» и другим компаниям приобрести доли участия в предприятиях, владеющих лицензиями на газовые месторождения. Браудер же утверждает, что у «Газпрома» потому и не хватало денег, что он «профинансировал деятельность «Итеры» на $616 млн. «Данной суммы было бы вполне достаточно для обеспечения строительства подводного участка газопровода «Голубой поток» трубами», — отмечает Браудер. Он говорит, что его компания, как акционер «Газпрома», рассматривает возможность судебных исков против PwC.
В аудиторской компании от официальных комментариев воздержались, но один из ее сотрудников, пожелавший остаться неназванным, сказал «Ведомостям», что «Браудер сделал вольную интерпретацию» аудиторского отчета. По мнению сотрудника PwC, заявления главы Hermitage связаны с игрой на рынке акций «Газпрома» и распределением мест в совете директоров компании. В «Газпроме» от комментариев отказались.
Однако в эффективности PwC в качестве аудитора «Газпрома» сомневается не один Браудер. Этот вопрос обсуждается и в правительстве, сказал «Ведомостям» источник, близкий к одному из госпредставителей в совете директоров «Газпрома». По его словам, «в аудиторском отчете о взаимоотношениях «Газпрома» и «Итеры» делаются весьма спорные выводы, которые можно объяснить либо абсолютной некомпетентностью, либо заинтересованностью. И старый, и новый менеджмент заинтересованы декларировать свои достижения, подтвержденные аудиторами. Как один из вариантов в таких компаниях, как «Газпром» и РАО ЕЭС, следовало бы ввести двойной аудит. Надо подстраховаться, чтобы не получить второй Enron».
Нынешний представитель миноритарных акционеров в совете директоров «Газпрома» и конкурент Браудера на следующих выборах Борис Федоров тоже не питает к PwC особых симпатий: «Теперь многим очевидно, что миллиарды долларов из «Газпрома» исчезли. Я, как член совета, не слышал ранее каких-либо предупреждений от PwC». Однако Федоров призывает воздержаться от «спекуляций на эту тему», чтобы не рушить курс акций «Газпрома». И его осторожность вполне объяснима: по словам Сергея Глазера из Альфа-банка, «заявления Браудера уже наделали много шума на западных рынках. Вчера ADS «Газпрома» упали на 4,5% «.
КОНКУРЕНТЫ.
Браудер о Федорове: «Федоров, будучи в наблюдательном совете Сбербанка, сделал свой выбор в пользу менеджмента, предав интересы миноритарных акционеров. У нас нет гарантии, что он не сделает то же самое по отношению и к миноритарным акционерам «Газпрома».
Федоров о Браудере: «Лучше бы он меньше занимался саморекламой, а больше — инвестициями. Почему-то, когда я вел борьбу со старым менеджментом «Газпрома», господин Браудер сидел в кустах».