Группа «Альянс» приобрела около 20% акций Находкинского нефтеналивного порта у его менеджеров и продолжает наращивать свою долю. Компания рассчитывает наладить через порт экспорт нефтепродуктов, выпускаемых на Хабаровском НПЗ.
ОАО «Находкинский нефтеналивной порт» переваливает около 4,8 млн т нефти и нефтепродуктов ежегодно. Выручка — $4,5 млн, прибыль — около $1 млн. Основные клиенты порта — «ЮКОС» и «Роснефть». По данным ФКЦБ на декабрь 2001 г. , 46% акций порта находились во владении объединения юридических лиц «Депозитарно-расчетный союз». Фактически же большую часть акций до последнего времени контролировали менеджмент порта и аффилированные компании.
Группа «Альянс» контролирует Хабаровский НПЗ и пять сбытовых предприятий — «Хабаровскнефтепродукт», «Бамнефтепродукт», «Чукотканефтепродукт», «Приморнефтепродукт», «Амурнефтепродукт».
Как рассказал «Ведомостям» руководитель пресс-службы «Альянса» Сергей Вакунов, в конце января дочерняя компания группы — «Альянс Капитал» скупила у менеджеров около 20% акций порта и продолжает консолидировать акции. Величину сделки группа не разглашает. По словам Вакунова, «Альянс» занимает около 30% на рынке нефтепродуктов Приморского края, но их экспортом через порт до сих пор не занималась. Реконструкция Хабаровского НПЗ, проводимая при участии подразделения англо-голландской компании Royal/Dutch Shell, позволит увеличить выпуск светлых нефтепродуктов и увеличить экспортные объемы. Кроме того, говорит Вакунов, «Альянс» хочет использовать порт для северного завоза.
Группа уже созвала внеочередное собрание акционеров Находкинского нефтеналивного порта. По словам Вакунова, менять гендиректора порта Бичико Ломая группе не обязательно, а собрание созвано для того, чтобы обеспечить присутствие ее представителей в совете директоров. С Ломаем, который, по данным ФКЦБ, лично владеет 11,22% акций порта, связаться не удалось. Но его коллега — гендиректор Находкинского морского торгового порта (недавно его выкупил «Евразхолдинг») Гелий Мясников — заявил «Ведомостям, что приход новых собственников «не пугает дальневосточных портовиков, уверенных в своем профессионализме».
Эксперт котировочного агентства Petroleum Argus Кирилл Портнов считает покупку «Альянсом» акций порта вполне закономерной. Через дальневосточные порты экспортируются в основном нефтепродукты четырех заводов — Комсомольского НПЗ ( «Роснефть») , Ангарской нефтехимической компании и Ачинского НПЗ ( «ЮКОС») а также, пока в незначительном количестве, Хабаровского НПЗ ( «Альянс»). Поставки с предприятий «ЮКОСа» во многом зависимы от ставок железнодорожного тарифа. А «Роснефть» активно экспортирует топливо, в том числе и со своего сбытового предприятия «Находканефтепродукт». По мнению аналитика «НИКойла» Геннадия Красовского, для «Альянса», развивающего партнерство с «Роснефтью», покупка акций порта полезна — она гарантирует стабильность доходов.
Кирилл Портнов считает, что появление у крупнейшего нефтеналивного порта Дальнего Востока новых хозяев не является проблемой для «ЮКОСа». Во-первых, завышать портовый тариф они не смогут, а во-вторых, есть и альтернативные экспортные направления, например Владивосток и Ванино.