Достигнутые результаты свидетельствуют о повышении эффективности работы глиноземных, алюминиевых и перерабатывающих заводов «Русала».
В 2001 году компания «Русский алюминий» нарастила производство всех основных видов продукции. По сравнению с 2000 годом выпуск глинозема увеличился на 12,9 процента, или 256 тыс. 265 т. Объем производства товарного алюминия (первичного металла и сплавов) вырос на 1,8 процента, или 43 тыс. 427 т; проката — на 30,29 процента, или 71 тыс. 293 т; продукции фольгопрокатных заводов — на 8,7 процента, или 2 тыс. 677 т, но объем производства фольги упал на 483 т, или 1,6 процента. Выпуск алюминиевых банок увеличился на 67,1 процента, или 290 млн 94 тыс. шт.
Всего предприятиями компании в 2001 году было произведено 2 млн 245 тыс. 792 т глинозема (в 2000 г. — 1 млн 989 тыс. 527 т), 2 млн 458 тыс. 758 т товарного алюминия (в 2000 г. — 2 млн 415 тыс. 331 т), 306 тыс. 648 т проката (в 2000 г. — 235 тыс. 355 т), продукции фольгопрокатных заводов — 33 тыс. 448 т (в 2000 г. — 30 тыс. 771 т), в т. ч. фольги — 29 тыс. 849 т (в 2000 г. — 30 тыс. 332 т), 721 млн 845 тыс. шт. алюминиевых банок (в 2000 г. — 431 млн 750 тыс. шт.), в том числе для напитков — 639 млн 686 тыс. шт. (в 2000 г. — 362 млн 585 тыс. шт.)
В минувшем году «Русал» незначительно сократил поставки металла за рубеж. Снижение экспорта удалось компенсировать за счет увеличения поставок металла на перерабатывающие предприятия компании и объема продаж на внутреннем рынке, емкость которого в 2001 году возросла. В условиях ослабления мирового рынка рост потребления алюминия в России позволил компании действовать в соответствии с бизнес-планом, предусматривавшим увеличение объемов производства первичного металла.
Руководство «Русского алюминия» в целом положительно оценивает итоги минувшего года. «Если 2000 год был посвящен созданию и структурированию компании, налаживанию взаимодействия между различными ее подразделениями и другим организационным мероприятиям, то 2001 стал годом проверки эффективности той бизнес-модели, которую мы выстроили. Практика показала, что созданная нами система управления бизнес-процессами позволяет успешно решать стоящие перед компанией задачи не только в условиях развивающегося рынка, но и в период кризиса.
«Русал» выдержал испытание на прочность, сумев сохранить конкурентоспособность во время падения спроса и резкого снижения биржевых цен на первичный алюминий», — заявил, комментируя итоги минувшего года, генеральный директор ОАО «Русский алюминий менеджмент» Александр Булыгин. По его словам, для крупнейшего российского производителя алюминия 2001 год стал знаковым. Он был ознаменован не только завершением процесса консолидации активов и создания холдинговой компании «Русский алюминий», но и принятием корпоративной стратегии развития.
Кроме того, 2001 год войдет в историю «Русского алюминия» как время, когда компания приступила к разработке своего первого крупномасштабного инвестиционного проекта, предусматривающего строительство второй очереди Саянского алюминиевого завода. В рамках подготовки к возведению новых мощностей на СаАЗе холдинг заключил соглашение с известной канадской инжиниринговой фирмой «SNC Lavalin» о разработке технико-экономического обоснования проекта. Успешно продвигалась в 2001 году и работа по модернизации предприятий компании, расширению глиноземного производства и внедрению перспективных технологий. Мероприятия по техническому перевооружению и оптимизации производственного процесса проводились на всех без исключения заводах холдинга. В указанный период, в частности, был осуществлен перевод электролизного производства БрАЗа на технологию «полусухого» анода, введена в эксплуатацию 12-я печь спекания на АГК. Ее запуск позволил комбинату перекрыть проектную мощность, увеличив производство глинозема на 70 тыс. т в год. На КрАЗе пущен в эксплуатацию корпус N 26. На СаАЗе закончены работы по переводу завода под полный контроль автоматики.
В минувшем году было также положено начало процессу формирования сырьевой базы компании. «Русал» взял в управление на 25 лет гвинейскую компанию «Общество бокситов Киндии». Руководство «Русского алюминия» считает, что в 2001 году компания сделала заметный шаг по пути достижения своих стратегических целей. Результаты деятельности холдинга, по мнению топ-менеджеров «Русала», позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.