Рост спроса на металлы влечет в Поволжье крупных независимых металлотрейдеров и торговые дома металлургических компаний. Это провоцирует резкое ужесточение конкуренции и, как следствие — развитие розничного направления в деятельности металлотрейдеров и повышение уровня обслуживания оптовых покупателей
Отрасль металлотрейдинга, ежегодный оборот которой составляет 300-400 млрд рублей, является одним из наиболее динамичных сегментов российской экономики. Так, объем рынка потребления металлопродукции в 2006 году составил 33,5 млн тонн, что на 16,8% больше по сравнению с 2005-м. По прогнозам Минэкономразвития РФ, перспективы развития российской металлургии до 2015 года связаны, в первую очередь, с расширением спроса на ее продукцию на внутреннем рынке. Ежегодный рост потребления оценивается в 3-5% в год. Причем спрос будет генерироваться в основном строительным комплексом. «Строительная отрасль существенно нарастила объемы потребления металла, — отмечает первый заместитель генерального директора ОАО №№Металлоптторгєє (Нижний Новгород) Сергей Смыслов. — За год рост составил 23 процента. Думаю, в ближайшие пять лет строительство продолжит расти, прибавляя в объемах потребления по 15-20 процентов в год».
Приволжский федеральный округ (ПФО) стабильно входит в первую тройку среди федеральных округов по спросу на прокат строительного назначения, а один из лидеров Поволжья — Самарская область — в первую десятку среди регионов России по объемам и динамике потребления. Объем самарского рынка черных металлов в прошлом году, по оценкам его участников, составлял около 25-30 млрд рублей. Причем небольшие компании постепенно выдавливаются с рынка — они либо вступают в союзы, либо их перекупают федеральные структуры. «Мелкие фирмы, специализирующиеся на перепродаже металла, не выдерживают конкуренции, — говорит Ольга Золотарева, начальник отдела маркетинга самарского филиала Сталепромышленной компании (Екатеринбург). — Из-за небольших объемов поставляемого металла и несоразмерных затрат они не могут предложить потребителю продукцию по той же цене, что и крупные сбытовые структуры».
Ценовые тренды
Несколько лет назад российские производители определяли цены, руководствуясь расстоянием доставки своего продукта на рынок: чем длиннее и дороже путь, тем выше цена поставки. В результате такого подхода цены для отгрузки на внутренний рынок были, как правило, не выше, чем экспортные.Сейчас, как и прежде, для определения стоимости отгрузки учитывается расстояние до рынка, но только не от россий-ского, а от ближнего иностранного производителя, который может составить альтернативу на этом конкретном региональном рынке. Так появились «цены на входе в регион»: в европейской России, особенно в западных и южных областях, они ниже, в континентальной части — на Урале и в Сибири — выше. Цены в Поволжье близки к первой группе. Например, если сравнивать Самару и Москву, то разница в этих городах составляет величину железнодорожного тарифа.
Вследствие такой ценовой политики в начале 2007 года внутренние цены на стальной прокат превысили экспортные в среднем на 15-20 долларов. В значительной степени это связано с ужесточающейся конкуренцией на внешних рынках, особенно в сегментах черных металлов низкого передела, на экспорте которого специализируются отечест-венные экспортеры. Как отмечает рейтинговое агентство «Эксперт РА», летом 2006 года экспортные поставки стальной продукции из России впервые за многие годы упали ниже 50% ее общего производства в стране.
Это не значит, однако, что металлурги работают в убыток. Несмотря на колебания цен, фундаментальные факторы играют на их повышение. Как отмечают аналитики брокерской фирмы «Ленстройматериалы», в последние годы планка минимальных цен на стальную продукцию непрерывно поднимается. Это вызвано тем, что себестоимость выплавки стали постоянно растет. Цены на железную руду увеличиваются уже четвертый год подряд. Стоимость металлолома стабильно держится на весьма высоком уровне, а в будущем она может снова устремиться вверх из-за резкого сокращения поставок из России и Украины. Кроме того, во всем мире растут тарифы на электроэнергию, расходы на соблюдение экологических требований и рабочую силу, дорожает природный газ. Наконец, свой вклад в увеличение цен на сталь вносит и девальвация доллара. Все это будет способствовать сохранению дороговизны стальной продукции. Если рыночная ситуация не пустит цены высоко вверх, то в силу объективных факторов они все равно не смогут слишком опуститься.
Впрочем, как заметил Сергей Смыслов, сегодня на рынке металла отношение к прогнозам крайне скептическое. «Так, существенные коррективы в ценовую политику металлургии могут внести политические перемены на Украине, ситуация там сейчас вновь напряженная, — говорит г-н Смыслов. — Если десять процентов рынка арматуры в нашей стране принадлежит украинским производителям, то в случае приостановки Украиной экспорта цены взлетят непредсказуемо». По его мнению, при благополучном исходе украинских событий можно предположить, что до ноября 2007 года цены будут расти на 2-3% в месяц. А в декабре-январе традиционно ожидается сезон скидок в размере 10-15%.
Причем потребление металлопродукции в России в текущем году увеличится более чем на 10%, несмотря на вероятный рост цен, прогнозируют представители металлотрейдерских компаний. Как отметил Дмитрий Фурсов, директор по поставкам компании «Металл-Маркет» (Самара), рост потребления металлопродукции в 2006 году составил в среднем 15-20% по отношению к 2005 году. Приблизительно такая же тенденция сохранится и в 2007 году. Отчасти это вызвано тем, что сейчас существует дефицит внутреннего рынка металла, который равен 1,2-1,5 млн тонн. В результате объем продаж увеличится не менее чем на 10-12%, предрекает г-н Фурсов.
Направления роста
Многие тенденции в бизнесе металлотрейдеров неразрывно связаны с развитием потребляющих отраслей, в первую очередь строительства. Так, Сергей Смыслов рассказал, что 75 процентов от всего объема продаж его компании составляют металлы строительного назначения. На долю предприятий машиностроения приходится 20 процентов отгрузки металла. Значение строительного комплекса оценил и Дмитрий Фурсов: «Среди наших клиентов можно выделить несколько основных групп. Большие объемы металла закупают строительные организации — на них приходится около 35 процентов от объема продаж. Важное место занимают производственные организации — 20 процентов. На коммунальные службы и муниципальные предприятия приходится до 30 процентов покупок. Остальной объем продаж распределяется на мелкие секторы».
Металлотрейдеры отмечают, в первую очередь, большую зависимость цен от динамики потребления отрасли. «Строительный сезон в самом разгаре, что отражается в спросе на металлопрокат. Это, в свою очередь, влияет и на цены, — отмечает генеральный директор ОАО №№Металлоптторгєє Павел Князев. — Думаю, плавный рост цен сохранится вплоть до ноября 2007 года». В Поволжье металл дорожает еще и потому, что строительные компании, не имея возможности расширять свой бизнес в Москве, начинают выходить в регионы, где легче получать площадки под строительство. Это будет способствовать опережающему развитию регионального потребления металлопроката по отношению к росту потребления московского рынка.
Влияние строителей проявляется и в изменении ассортимента продукции. Например, сейчас возрастает популярность возведения легких зданий на основе металлоконструкций, в каркасе которых используется крупносортный фасонный прокат — такое строительство получило широкое распространение во многих странах. Новые технологии быст-рого строительства требуют применения гнутых из тонкого листа профилей различной конфигурации. Причем все больше строительных компаний при увеличении объемов своих работ начинают закупать уже готовые изделия из арматуры: закладные, сетки, объемные каркасы для монолитного строительства. Это определяет вторую тенденцию развития рынка — повышение спроса на мелкотиражную продукцию высокого передела.
По оценке экспертов консалтинговой компании Strategy Consultants Roland Berger, запросы строительной индуст-рии к первичной обработке металла постоянно возрастают, а рынок металлосервиса растет со скоростью 10-15% в год. Организация такого производства более доступна как для среднего бизнеса, поскольку не требует больших инвестиций, так и для металлотрейдинговых компаний, стремящихся дифференцировать свой бизнес. А сейчас те же поволжские трейдеры продают не более 2-5% металлопроката с обработкой, остальную часть товарооборота составляют услуги по комплектации заказов и складская металлоторговля. Это резко контрастирует с развитыми странами, где металл, прошедший предварительную обработку, составляет около трех четвертей продаж.
Третья тенденция — снижение рентабельности в традиционной склад-ской торговле. За последние пять лет она упала с 10 до 2-3%. Причина — перераспределение сфер влияния и объемов товарных потоков между металлопроизводителями и металлоторговцами. Это побуждает трейдеров все больше ориентироваться на розницу, которая хотя и уступает по объемам оптовой торговле, но зато гораздо доходнее. С этой целью развиваются сервисные металлоцентры. Их потенциальные потребители — малые и средние предприятия, машиностроители и строительные организации, а также частные лица.
Большая игра
Поволжье отличает высокая конкурент-ная среда в металлотрейдинговом сегменте. Например, в Нижегородской, Самарской областях, Татарстане и Чувашии насчитывается 40-50 крупных и средних металлоторговых компаний, хотя основную часть рынка контролируют семь-восемь операторов. Как отметила Ольга Золотарева, доли ведущих игроков на самарском рынке не превышают 8-10 процентов. «Это без учета трейдинговых структур некоторых крупных потребителей — например, АвтоВАЗа», — добавляет она.
Однако новые условия работы и требования потребителей могут привести к дальнейшей консолидации металлоторговли. Тем более что большинство российских сталелитейных компаний уже завершили процесс вертикальной интеграции за счет приобретения горнодобывающих предприятий. Теперь они развивают экспансию в области переработки и сбыта.
Торговые дома и филиалы, которые создают и развивают сами производители, имеют как плюсы, так и минусы. Прежде всего, они нацелены на работу с очень крупными партиями металлопроката одной и той же номенклатуры. Спрос же потребителей разнообразен, ни один из заводов не сможет удовлетворить его полностью. Между тем товарное предложение сбытовых сетей металлургических предприятий до 80% формируется из собственной заводской номенклатуры, то есть носит довольно ограниченный характер. В этой ситуации конкурентным преимуществом трейдеров является широкая ассортиментная политика: один и тот же товар представлен у них разными производителями.
Ольга Золотарева напомнила еще об одном конкурентном преимуществе независимых трейдеров: «Сейчас мало привезти металл и торговать, необходимо предоставлять потребителям некоторый набор сервисных услуг по обработке продукции — например, резке металла в размер, его доставке и так далее. Поэтому, если раньше металлотрейдеры ориентировались на крупные объемы, то теперь стараются удовлетворить любые потребности покупателя».Конкуренция развивается, однако, не только между торговыми домами и независимыми металлотрейдерами, но и между компаниями из разных регионов, стремящимися внедриться в Поволжье. Пример тому — ростовский независимый металлотрейдер «Инпром», который приобрел Самарский механический завод для того, чтобы на его территории открыть центр по продаже металла и возродить на предприятии производ-ство по металлообработке.
Однако крупнейшие региональные игроки не только обороняются, но и сами развивают экспансию в другие регионы. «Когда в нижегородский регион пришли московские металлоторговцы, мы приняли решение выходить на рынки других городов, — рассказывает Сергей Смыслов из нижегородского №№Металлоптторгаєє. — Сегодня мы являемся крупнейшими поставщиками металлопродукции в Чебоксарах, на рынках Казани и Саранска прочно закрепились и успешно конкурируем с региональными и федеральными компаниями. Сейчас осваиваем рынок Москвы, за год работы в этом регионе наши объемы продаж выросли в пять раз».
В Поволжье представлены практически все крупнейшие российские металлотрейдеры и торговые дома производителей, которые контролируют львиную долю рынка. Но пока ситуация все-таки ближе к монополистической конкуренции, чем к олигополии. И в ближайшие годы тут вряд ли что изменится — пока строительный комплекс динамично развивается, денег хватит на всех.
Стальной передел
Опубликованно: 6 июня 2007