Камский автозавод (КамАЗ) — крупнейший в России производитель грузовиков — рассчитывает построить завод двигателей взамен сгоревшего в 1993 г. Японские корпорации Kanematsu и Mitsubishi Heavy Industries возобновили поставки на КамАЗ оборудования в рамках товарной кредитной линии на $150 млн, замороженной после августовского дефолта в 1998 г.
О возобновлении поставок Kanematsu и Mitsubishi в Россию сообщила японская газета Sankei Shimbun. Источник в руководстве КамАЗа, пожелавший сохранить анонимность, подтвердил «Ведомостям» достоверность этой информации. По его словам, сегодня в Набережных Челнах начинаются трехдневные переговоры между руководством Kanematsu и российского автозавода. Им предстоит уточнить условия, на которых Japan Bank for International Cooperation — правопреемник Eximbank of Japan, открывшего кредитную линию в 1997 г. , — профинансирует товарные поставки на КамАЗ. Как говорят на автозаводе, за счет этого кредита КамАЗ наладит выпуск до 80 000 двигателей в год. Новые двигатели мощностью 260 — 360 л. с. будут соответствовать стандарту «Евро-2».
Как сообщил представитель КамАЗа, в конце декабря российский Минфин одобрил возобновление работы по «японской» кредитной линии. Замминистра финансов Сергей Колотухин сообщил «Ведомостям», что «размораживание» японского кредита на сумму в $140 млн было учтено в программе внешних заимствований РФ на 2002 г. По его словам, Внешэкономбанк уже открыл аккредитив для этой кредитной линии. В правительстве Татарстана, которое является одним из акционеров КамАЗа, отказались от комментариев до завершения переговоров завода с Kanematsu. Как уточнил «Ведомостям» замминистра экономики и промышленности Татарстана Сергей Мухин, проект сотрудничества с японцами завтра рассмотрит также совет директоров КамАЗа.
«Японский» кредит крайне важен для автозавода. В 1993 г. КамАЗ в результате сильного пожара лишился собственного завода двигателей. Этот пожар едва не сгубил и деловую репутацию завода. Для строительства нового завода двигателей в том же 1995 г. КамАЗ взял кредит в Европейском банке реконструкции и развития. Условия кредита были крайне рискованными: ЕБРР выделил $100 млн под залог всего движимого имущества автозавода. Еще в 1997 г. КамАЗ прекратил обслуживание этого кредита, после чего ЕБРР два года добивался возврата долга, угрожая продажей заложенного имущества. Однако в апреле 2000 г. КамАЗ при активной поддержке тогдашнего Минэкономики РФ победил крупнейшего иностранного кредитора. Долг завода ЕБРР, достигший к тому времени $141 млн, был реструктурирован: половину его КамАЗ выплатит до середины 2012 г. , еще $70 млн конвертированы в акции завода и переданы ЕБРР.
Масштабная процедура завершилась только к концу 2001 г. Как отмечает представитель ЕБРР, лишь после этого КамАЗ получил возможность пользоваться «японской» кредитной линией. «У нас нет оснований останавливать проект, поскольку КамАЗ урегулировал свою задолженность перед Минфином», — подтвердил Колотухин.
В результате расшивки долгов завода изменился и состав его акционеров: Минимущество и Внешторгбанк в сумме владеют контрольным пакетом завода. Как полагает аналитик Альфа-банка Максим Матвеев, именно это обстоятельство придало решимости Kanematsu и Mitsubishi, которые, разумеется, изучили печальный опыт ЕБРР. «Сейчас вполне подходящий момент для возобновления этой кредитной линии. Контроль над использованием средств кредита теперь будет гораздо более тщательным», — говорит аналитик.