Для российской экономики 2001 год завершился не блестяще. Согласно обнародованным вчера расчетам Минэкономразвития, в IV квартале устойчиво снижались промышленное производство, занятость и объем платных услуг населению, а отток капитала на волне девальвационных ожиданий, наоборот, ускорился. Оценивая перспективы на этот год, экономические власти возьмут в качестве базового прогноз, который еще три месяца назад считался консервативным.
Защищая проект бюджета-2002 в начале осени, правительство предложило парламенту два прогноза Минэкономразвития — «консервативный» и «реалистичный». Первый был посчитан исходя из среднегодовой цены на российскую нефть сорта Urals в $18,5 за баррель, а второй — в $23,5. Сейчас уточненный в декабре консервативный прогноз выглядит еще и реалистичным, а «реалистичный» не рассматривают всерьез даже оптимисты.
В пользу консерваторов говорит оперативность, с какой отечественная экономика отреагировала на внешний шок, вызванный обвалом мировых цен на нефть. Как явствует из обнародованного вчера доклада Минэкономразвития, на «выдохе» закончили год шесть из 10 укрупненных отраслей промышленности. Три месяца подряд снижалось производство в стройиндустрии, два — в машиностроении, в декабре «упали» топливная промышленность, черная и цветная металлургия, а также химия и нефтехимия.
Не прибавило оптимизма и ускорение в IV квартале оттока частного капитала. В Минэкономразвития утверждают, что по сравнению с III кварталом отток вырос более чем втрое. Чтобы объяснить это явление, известное своим либерализмом ведомство не довольствуется ссылкой на рост девальвационных ожиданий. Минэкономразвития впервые публично становится на позицию главного оппонента валютной либерализации, повторяя вслед за Центробанком, что «снижение нормы обязательной продажи экспортной выручки усложнило процедуры валютного контроля и упростило схемы несанкционированных капитальных операций».
Как сказал «Ведомостям» глава департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Геннадий Куранов, прогноз на 2002 г. с учетом декабрьских данных будет скорректирован в ближайшие дни. Чиновники спешат закруглиться к 7 февраля, когда правительство заслушает доклад Германа Грефа о мерах по обеспечению макроэкономической стабильности в 2002 г. По словам Куранова, пока предложения Минэкономразвития обкатываются в дискуссиях с коллегами из Минфина и других ведомств.
По сведениям «Ведомостей», новый прогноз будет близок к декабрьскому. Независимые аналитики полагают, что уточненные цифры Минэкономразвития будут выглядеть вполне реалистично.
«Ожидания [Минэкономразвития] если и завышены, то ненамного, — говорит аналитик МДМ-банка Кирилл Тремасов. — Шансы на то, что среднегодовая цена Urals составит $18,5 [за баррель], я бы оценил как четыре к шести». А Юлия Цепляева из «ИНГ банк (Евразия) » пока ориентируется на цену $18 — 18,5, при которой российский ВВП, по ее оценке, вырастет на 3,5%. Замедления экономического роста до 2,5% стоит ожидать лишь в том случае, если нефть подешевеет до $15 за баррель, говорит Цепляева.
Тремасов считает, что Минэкономразвития исходит из вполне рациональных предпосылок, прогнозируя более чем двукратный рост прямых иностранных инвестиций: «Мировые рынки остаются в подвешенном состоянии, а восприятие России [в глазах инвесторов] стабильно улучшается». В «ИНГ банке» же считают, что Минэкономразвития недооценивает размах инвестиционного подъема, и прогнозируют, что инвестиции в 2002 г. вырастут на 9% , а не на 6,5% , как ожидают официальные экономисты.
Продолжение инвестиционного бума пришлось бы экономике как нельзя более кстати. Причем на первый план выходит даже не количество, а качество инвестиций. Эксперты Центра развития обращают внимание на тот факт, что к середине прошлого года в промышленности стала ощущаться нехватка мощностей для производства продукции, конкурентоспособной на внутреннем рынке. По данным Центра экономической конъюнктуры, в среднем по промышленности загрузка «конкурентоспособных» мощностей составила 90%. Острее всего эта проблема стоит перед перерабатывающей промышленностью. Инвестиции в машиностроение и пищевую промышленность сократились за первые три квартала 2001 г. на 8% и 15%. «В наступившем году промышленность может оказаться в своеобразной «инвестиционной ловушке», — тревожатся аналитики Центра развития. Без роста инвестиций дефицит «новых» мощностей в «конечных» отраслях еще более снизит их шансы на успех в борьбе с импортом.