Самый крупный захват доменных имен в истории Рунета осуществило «Интернет-бюро Well» совместно с неким ООО «Латруаль». За последние два месяца они зарегистрировали около 5000 доменных имен, совпадающих с фамилиями известных политиков, бизнесменов, ученых, артистов и других публичных деятелей. В интернет-бюро говорят, что имена зарегистрированы для некоего некоммерческого проекта «Великие современники», запуск которого намечен на январь 2003 г. Однако уже сейчас интернет-деятели готовы обсуждать цену, за которую сайты будут переданы самим этим современникам или их конкурентам.
До последнего времени наиболее известным «коллекционером» российских интернет-адресов была юридическая фирма «АрбитражСудПраво», зарегистрировавшая около 2000 доменов. Теперь этот рекорд эффектно побит. Полный список вновь зарегистрированных «именных» доменов — от abalkin.ru до yuzhanov.ru — можно найти по адресу names.well.ru.
Самый известный проект «Интернет-бюро Well» — туристический сайт «Магазин горящих путевок» (www.tournews.ru). При регистрации «именных» доменов интернет-бюро выполняло лишь технические функции, утверждает его PR-менеджер Дмитрий Шишканов. А заказчиком, по его словам, выступил инициатор проекта «Великие современники» — зарегистрированная весной прошлого года компания «Латруаль», которая выделила $100 000 на регистрацию адресов (один адрес в зоне .ru сегодня стоит $20). Ни владельцев, ни даже телефонных номеров ООО «Латруаль» в «Интернет-бюро Well» сообщить не смогли.
Сейчас по каждому из 5000 «громких» адресов находится стандартный текст: «Проект предполагается строить на основе типового сайта, состоящего из блока ссылок на страницы выдающихся людей — носителей фамилий, созвучных доменному имени, блока немодерируемых конференций, а также блоков кратких биографических данных лиц, не имеющих собственных страниц в Интернете. .. Если Вы имеете иной взгляд на использование этого доменного имени. .. Вам следует обратиться с предложением или запросом к заказчику проекта — ООО «Латруаль».
Обратиться предлагается по электронной почте. Зачем — в Well объясняют охотно: любого человека можно исключить из числа «великих современников» за $1000 — 7000. Самые «громкие» имена стоят еще дороже. В Well прямо говорят о том, что готовы продавать доменные имена не только обладателям соответствующих фамилий, но и всем желающим, например их конкурентам или недоброжелателям. По тем адресам, на которые желающих совсем не найдется, в Well обещают открыть немодерируемые форумы. То есть на страничке, в адресе которой присутствует известное имя, любой желающий сможет высказаться по любому поводу и в любой форме.
По словам Шишканова, в компанию уже поступило множество обращений от потенциальных покупателей доменных имен, а некоторые сделки находятся в стадии оформления. Юридических претензий пока не предъявлял никто. Правда, многие «великие современники» еще не знают о проекте — те из них, к кому обращались за комментариями корреспонденты «Ведомостей», слышали о регистрации «своих» адресов впервые. Сенатор от Нижегородской области Евгений Бушмин, например, заявил «Ведомостям», что намерен судиться с владельцами домена bushmin.ru, если его не удовлетворит содержание сайта (члена Совфеда устроила бы, например, экономическая аналитика). «Мое имя и фамилия — это моя торговая марка», — говорит Бушмин.
Шишканов, однако, утверждает, что позиция его компании юридически неуязвима. И действительно, по словам юриста Российского НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС) Елены Герцевой, в России не существует судебной практики разрешения споров об использовании фамилий в интернет-адресах. Другое дело — если на сайте появится информация, компрометирующая то или иное лицо. Тогда обиженный сможет предъявить претензии владельцу соответствующего домена.
А торговой маркой имя не становится, пока оно не зарегистрировано в таком качестве. Именно регистрация имен как торговых знаков в свое время позволила Мадонне и Джулии Робертс отсудить «свои» доменные имена.
Некоторые невольные участники проекта, затеянного фирмой «Латруаль», хорошо знакомы с нравами российского интернет-бизнеса и потому намерены занять пассивную оборону: и денег за «свой» домен не платить, и в суды не обращаться. «Я на шантаж не поддаюсь, — говорит директор Центра развития Сергей Алексашенко (он во время интернет-бума занимался сетевыми проектами, в которые инвестировал средства холдинг «Интеррос»). — Если я решу заняться созданием собственного сайта, я найду, как решить такую проблему без помощи шантажистов. Если у людей есть лишние деньги и они занимаются этим бизнесом, что ж — законом он не запрещен. К сожалению, способов защитить свое имя в Интернете нет, и приходится как-то с этим жить».
Но там, где Алексашенко видит неуклюжую попытку шантажа, некоторые чиновники и депутаты обращают внимание на пробел в законодательстве. «Каким образом можно зарегистрировать домен на человека, если он, может быть, против этого? » — удивился, например, министр труда и социального развития Александр Починок, услышав, что авторам проекта «Великие современники» принадлежит теперь домен pochinok.ru. Когда же корреспондент «Ведомостей» объяснил ему, что такое возможно, министр заявил, что нужна норма, разрешающая регистрацию «именных» доменов только с согласия «владельцев» имени.
Созданием такой нормы намерен заняться глава думского подкомитета по связи Леонид Маевский (Well зарегистрировало адреса www.maevsky.ru и www.maevski.ru). «Покупать имя у какого-то проходимца я не собираюсь, — заявил «Ведомостям» депутат. — Его мне дали родители, и я с этим именем живу».