Скупка морских портов продолжается: вслед за «Северстальтрансом» и группой МДМ собственным портом на тихоокеанском побережье обзавелся «Евразхолдинг». В конце декабря компания выкупила контрольный пакет Находкинского морского торгового порта у его менеджеров. Теперь «Евразхолдинг» сможет влиять на тарифные ставки по перевалке на экспорт черных металлов со своих заводов.
Вице-президент «Евразхолдинга» по инвестициям Тимофей Хряпов рассказал «Ведомостям», что 25 декабря 2001 г. его компания завершила сделку по приобретению около 60% акций Находкинского порта. Акции были выкуплены примерно у 20 представителей менеджмента порта. Около 10% акций осталось под контролем британского предпринимателя Эндрю Фокса и его инвесткомпании Tiger Securities. По словам источника, близкого к сделке, пакет Фокса показался «Евразу» слишком дорогим: он предлагался исходя из цены $0,65 за акцию, в то время как на местном рынке акции порта можно купить вдвое дешевле. Хряпов не уточнил, во сколько обошлась «Евразхолдингу» сделка по покупке акций, отметив лишь, что цена превышала 10-рублевую номинальную стоимость каждой акции, а значит, весь пакет обошелся «Евразу» не менее чем в $10 млн. По словам Хряпова, нынешний гендиректор порта Гелий Мясников вполне устраивает «Евразхолдинг » и смену руководства новые собственники не планируют.
ОАО «Находкинский морской торговый порт» — один из четырех ведущих портов Дальнего Востока. Объем перевалки в 2001 г. — 6,5 млн т, из них 5,2 млн т — металлы. Порт переваливает также лес и целлюлозу, имеет контейнерную линию на Вьетнам. Выручка в 2001 г. — 1,7 млрд руб. , прибыль — 150 млн руб.
Интерес «Евразхолдинга» к Находке объясняется тем, что половину грузооборота порта составляют черные металлы, поступающие на экспорт с двух входящих в холдинг меткомбинатов — Кузнецкого и Нижнетагильского. Кроме того, через этот порт идет часть экспортных поставок Западно-Сибирского меткомбината, также контролируемого «Евразхолдингом». Таким образом, владея портом, «Евраз» гарантирует стабильность своего экспорта и может влиять на портовые тарифы. В настоящее время в МПС и Минтрансе рассматривается вопрос о снижении железнодорожных тарифов до Находки до уровня соседних портов (сейчас тариф выше примерно на $1,5 за тонну).
Сотрудник одного из дальневосточных портов считает, что к покупке Находкинского порта «Евразхолдинг » подтолкнули амбиции транспортного оператора — «Северстальтранса». Хотя собственных грузов на Дальнем Востоке «Северстальтранс» не имеет, компания планировала скупить сразу три соседствующих порта в Приморье — Восточный, Находку и Владивосток. Тогда другие грузовладельцы, опасаясь возникновения диктата «Северстали», стали сами присматриваться к портам. В итоге «Северстальтранс» ограничился покупкой крупнейшего из тихоокеанских портов — Восточного (грузооборот — 13 млн т). Небольшой порт Посьет приобрела группа МДМ.
Следующим кандидатом на скупку портовики считают Владивостокский порт с грузооборотом в 5 млн т, из которых более 60% — металлы. В качестве его возможного покупателя транспортники называют Магнитогорский меткомбинат. Претендовать на Владивостокский порт может и «Евразхолдинг», который экспортирует через Владивостокский порт половину своих дальневосточных грузов. А 60% акций крупнейшего порта Дальнего Востока — Ванино — пока остаются в госсобственности.