Для российского реального сектора прошлый год завершился на минорной ноте. Конъюнктурные опросы промышленников показывают, что стагнация, начавшаяся в октябре — ноябре, продолжилась и в декабре. Предприятия сообщают о снижении платежеспособного спроса, росте запасов готовой продукции, сокращении темпов создания новых рабочих мест. В экономике сложилась переломная ситуация, однако аналитики пока не готовы прогнозировать, в каком направлении — дальнейшего роста или первого за последние три года спада — качнется маятник экономической конъюнктуры.
Госкомстат обнародует данные о динамике промышленного производства в декабре и за весь 2001 г. только в конце недели. Однако последние конъюнктурные опросы показывают, что в декабре условия работы промышленности продолжали ухудшаться. Поэтому экономисты не ждут от официальной статистики приятных сюрпризов.
Радужных иллюзий не питают и в правительстве. Три недели назад Минэкономразвития прогнозировало, что по итогам 2001 г. индекс промышленного производства вырастет на 5,2%. «Это означает, что в декабре [по оценке министерства] объем промышленного производства сократился по отношению к ноябрю примерно на 2,4% [с устранением сезонности]», — отмечает Сергей Смирнов из Центра развития.
Институт экономики переходного периода (ИЭПП) опросил в декабре руководителей 908 предприятий, ориентированных преимущественно на внутренний рынок. Опросом зафиксировано такое сокращение платежеспособного спроса, что завлабораторией ИЭПП Сергей Цухло для описания ситуации не находит лучшего слова, чем «провал». «После дефолта аналогичная картина наблюдалась только в январе прошлого года, но январю вообще не свойственна высокая деловая активность», — говорит Цухло.
Из-за падения спроса в промышленности практически не осталось самодостаточных «точек роста». В декабре производство увеличивали ТЭК, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли, а также машиностроители, но за исключением последнего случая, по мнению Цухло, рост был вызван сугубо сезонными факторами. А в легкой и пищевой промышленности продолжился спад.
В отличие от ИЭПП британская исследовательская компания NTC Research, которая составляет Moscow Narodny Purchasing Managers’ Index (PMI) по заказу лондонской «дочки» Центробанка, изучает самочувствие в основном экспортоориентированных российских компаний. Но и в этом ракурсе наша экономика дает повод для беспокойства — декабрьский PMI свидетельствует, что производство у экспортеров начинает стабилизироваться. Как отмечается в отчете NTC Research, рост производства и новых заказов опустился в декабре до самого низкого за последние семь месяцев уровня. А число новых экспортных заказов вообще сократилось — впервые за девять месяцев.
Экономисты NTC Research также обращают внимание на то, что в декабре впервые с июня 1998 г. выросли запасы готовой продукции на складах предприятий. Впрочем, по данным ИЭПП, в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, избыточные запасы растут с марта 2001 г.
Британских экспертов тревожит ухудшение и на рынке труда. Несмотря на то что новых рабочих мест создается по-прежнему больше, чем закрывается старых, занятость в декабре росла самым низким темпом за все время послекризисного оживления в российской экономике, отмечается в отчете NTC Research.
Результаты опросов, проведенных в декабре правительственным Центром экономической конъюнктуры (ЦЭК) , будут опубликованы только в конце месяца. Впрочем, данные ЦЭК уже неофициально циркулируют среди аналитиков. «Ухудшение зафиксировано по всем ключевым показателям, — говорит эксперт, знакомый со свежими данными ЦЭК. — Быстрее всего ухудшались оценки текущего спроса».
Аналитики пока не видят, что может вызвать новый виток промышленного роста.
В своем обзоре экономической конъюнктуры за ноябрь — декабрь Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) патетически восклицает: «Конечный спрос становится могильщиком промышленного подъема». По оценке ЦМАКП, спрос на российские товары в октябре — ноябре сокращался в среднем на 1,9% в месяц. «Похоже, происходит активное вытеснение производителей с внутреннего рынка, «подогреваемое» укреплением рубля и падением рентабельности», — резюмируют эксперты ЦМАКП.