Транснациональная корпорация Arcelor Mittal, похоже, потерпела неудачу в попытке создания крупного холдинга в Китае. На прошлой неделе было официально объявлено о прекращении переговоров между Arcelor Mittal и китайской компанией Baotou Steel из провинции Внутренняя Монголия, двенадцатым по величине производителем стали в Поднебесной.
Как сообщалось, руководство транснационального гиганта рассчитывало на приобретение контрольного пакета акций Baotou Steel, однако такого рода сделки в Китае возможны только с одобрения правительства, которое с подозрением относится к экспансии Arcelor Mittal в металлургической отрасли страны.
Нужное разрешение так и не было дадено, так что Arcelor Mittal придется довольствоваться “утешительным призом” в виде расширения доли акций в компании Hunan Valin Steel Tube and Wire Co. от нынешних 29,5 до около 33,3%. Китайская компания планирует осуществить дополнительную эмиссию акций, а Arcelor Mittal приобретет большую часть этих ценных бумаг примерно за 148 млн. долларов.
В настоящее время Arcelor Mittal ведет переговоры и о приобретении крупного пакета акций компании Kunming Iron & Steel , мощности которой находятся на юго-востоке Китая, в провинции Юньнань, однако прогресс там будет зависеть исключительно от доброй воли центрального правительства страны. Что касается Baotou, то эта компания, нуждающаяся, по словам ее руководства, в солидном партнере, скорее всего, заключит альянс с Baosteel — лидером китайской сталелитейной промышленности.
На прошлой неделе в Китае был анонсирован еще один крупный проект в металлургической отрасли. Местная компания Guangzhou Iron and Steel Enterprises подписала соглашение о расширении совместного предприятия GISS с японской JFE Steel . Партнеры собираются построить прокатный завод на предприятии, которое в настоящее время снабжает оцинкованным листом автомобилестроение и фабрики по производству бытовой техники на юге Китая. Партнеры намерены установить на GISS линию холодной прокатки мощностью 1,8 млн. тонн в год, линию отжига на 1 млн. тонн в год и вторую линию цинкования на 400 тыс. тонн в год.
Крупный сталелитейный завод может появиться через несколько лет в Боливии, где индийская компания Jindal Steel подписала официальное соглашение с правительством этой латиноамериканской страны о разработке огромного железорудного месторождения El Mutun. В рамках проекта предусматривается строительство завода окатышей производительностью 10 млн. тонн в год и металлургического комбината, который ежегодно будет выпускать до 1,7 млн. тонн длинномерного проката.
Дорого и еще дороже
Начало календарной весны только ускорило подъем цен на мировом рынке стали. Рост стоимости продукции происходит во всех рыночных сегментах и во всех основных регионах, причем производители рассчитывают на новое, еще более значительное повышение в апреле. Спрос повсеместно очень высок, причем объем предложения большинства видов продукции никак нельзя назвать избыточным. В частности, специалисты указывают в качестве причин возникновения дефицита сокращение экспорта заготовок из Турции, длинномерной стальной продукции из стран СНГ и листовой стали из большинства стран Восточной Азии (кроме Китая).
Цены на полуфабрикаты по апрельским, а то и мартовским контрактам достигли, как минимум, 500 долларов за тонну C&F. По такой цене, в частности, предлагают заготовки китайские компании и слябы — экспортеры из стран СНГ. В то же время, в государствах Персидского залива стоимость заготовок может превышать 550 долларов за тонну CFR.
Длинномерная продукция подорожала при поставках из Китая до более 480 долларов за тонну FOB , но на сегодняшний день это самая низкая цена. Тайванские компании, в частности, продают арматуру американским потребителям по 580 долларов за тонну FOB и дороже с поставкой в апреле.
Еще более стремительный рост цен на длинномерный прокат наблюдается в Европе и на Ближнем Востоке. Стоимость арматуры в Персидском заливе устойчиво превышает 620 долларов за тонну C&F. Экспортеры из стран СНГ предлагают свою продукцию по мартовским контрактам по 580-600 долларов за тонну FOB, при этом продавцы неохотно идут на заключение форвардных соглашений, явно рассчитывая на продолжение подъема в начале второго квартала.
На европейском рынке арматура уже достигает в некоторых странах 550 евро за тонну с доставкой. Такие цены по мартовским поставкам установили металлургические компании из Германии и Бенилюкса. На юге Европы цены ниже из-за значительной конкуренции со стороны импорта. Так, в Италии арматура может котироваться по 450-460 евро за тонну FOB, хотя большинство предприятий региона предлагают ее не менее чем по 480-500 евро за тонну FOB.
Стоимость импортных горячекатаных рулонов на европейском рынке вышла на уровень 480-490 евро за тонну CIF. Европейские компании предлагают аналогичный материал в апреле по 520-550 евро за тонну ex-works, но о заключении сделок на таких условиях пока не сообщалось. Более значительным спросом пользуется толстолистовая сталь, которая в начале марта котировалась на уровне 615-680 евро за тонну с доставкой в зависимости от сорта. В апреле основные производители планируют поднять цены на 30-40 евро за тонну, а некоторые сервисные центры уже предлагают толстый лист в апреле дороже 700 евро за тонну.
В США производители листовой стали также ожидают резкого подъема цен во втором квартале. Ряд компаний сообщили, что повысят свои котировки сразу на 40-50 долларов за короткую тонну (907 кг). По состоянию на начало марта средняя стоимость горячекатаных рулонов в штатах Среднего Запада составляла около 540-560 долларов за тонну ex-works, существенно отставая от арматуры, которая превзошла отметку 600 долларов за короткую тонну ex-works. Местные компании, в свою очередь, жалуются на предельную дороговизну металлолома, которая вынуждает их взвинчивать цены на длинномерный прокат. Многие потребители в США все больше ориентируются на импорт, однако тот тоже стремительно дорожает: большинство поставщиков готовы продавать американцам арматуру не дешевле 600 долларов за тонну FOB.
Первое китайское предупреждение
Введение индийским правительством экспортной пошлины на железную руду в размере 300 рупий за тонну (около 6,8 доллара) вызвало крайне жесткую реакцию у китайских покупателей сырья. В ответ на попытку индийских экспортеров повысить цены на спотовом рынке на 10% с 1 марта группа из около 100 китайских импортеров руды во главе с компанией Sinosteel объявила о прекращении закупок руды в Индии до возвращения цен на прежний уровень.
Пока сложно сказать, к чему приведет этот демарш. С одной стороны, на долю Китая, импортировавшего в прошлом году 74,8 млн. тонн индийской руды, приходится порядка 80% индийского экспорта данного сырья, а найти альтернативных покупателей в обозримом будущем вряд ли реально. Но, с другой стороны, китайцы не менее сильно нуждаются и в индийской руде, которая даже с учетом пошлины будет стоить дешевле австралийского или бразильского материала. В начале марта стоимость импортной руды неиндийского происхождения в КНР достигала 88-90 долларов за тонну C&F для 63,5%-ного концентрата, тогда как индийское сырье аналогичного качества даже с учетом пошлин будет стоить немногим более 80 долларов за тонну C&F. Многие китайские металлургические компании выражают обеспокоенность по поводу возможного дефицита руды на внутреннем рынке и предлагают обратиться с жалобой в ВТО.
Тем временем, на прошлой неделе приостановились поставки железной руды из Австралии. Ураган Джордж, нанесший серьезный ущерб ряду районов на западе континента, заставил основных производителей железной руды временно приостановить производство и отгрузку сырья в портах. По предварительным данным, ураган не привел к затоплению карьеров, чего всерьез опасались некоторые промышленники, но на ликвидацию его последствий потребуется по меньшей мере неделя. Это, как ожидается, добавит напряженности на и без того неспокойном рынке железной руды.
Цены на металлолом тем временем взлетели на недосягаемую высоту. В Индии стоимость шредированного лома даже дошла до отметки 400 долларов за тонну C&F. В других регионах цены, естественно, ниже, но их значения все равно являются рекордными. Так, в США на мартовских аукционах по продаже пакетированного лома была зафиксирована цена в 395 долларов за длинную тонну (1016 кг). Американский лом HMS №1 котируется выше 340 долларов за тонну C&F в Восточной Азии и на уровне около 360 долларов за тонну C&F в Турции, а новые предложения со стороны экспортеров поступают из расчета 330-340 долларов за тонну FOB. Материал 3А из СНГ несколько отстает, но тоже пересек рубеж 340 долларов за тонну C&F при поставках в Турцию.