Введенный парламентом мораторий на изменение целевого назначения сельскохозяйственных угодий ставит на грань остановки ряд украинских горно-обогатительных комбинатов, ведущих добычу открытым способом.
Недавно вступил в силу принятый Верховной Радой Украины Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно запрета продажи земель сельскохозяйственного назначения до принятия соответствующих законодательных актов», которым до 1 января 2008 года вводится запрет на отчуждение сельскохозяйственных угодий и на изменение их целевого назначения. То есть, согласно данному нормативному документу в течение ближайшего года не только нельзя будет продать тот или иной участок земли сельскохозяйственного назначения, но и использовать его в несельскохозяйственных целях.
Как известно, все земли в Украине делятся на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Однако, как отмечали эксперты еще в период становления отечественного земельного рынка, многие угодья, отнесенные в соответствии с этой классификацией к сельскохозяйственным, на деле таковыми не являются. В частности, некоторые из них потенциально являются территориями по добыче полезных ископаемых так называемым открытым способом и, соответственно, не могут не использоваться в промышленных целях. Поэтому условием нормальной работы того или иного добывающего предприятия, ведущего разработку на поверхности земли, всегда являлось беспрепятственное изменение, в случае необходимости, целевого назначения необходимых участков.
Таким образом, введенный мораторий на изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель, по меньшей мере, ставит под вопрос осуществление деятельности предприятий добывающей промышленности, в частности – многих горно-обогатительных комбинатов (ГОКов), которые в течение ближайшего года могут столкнуться с необходимостью ведения дальнейших разработок на новых участках земли. Одним из первых с проблемой невозможности «перепрофилирования» угодий, отнесенных ранее к категории сельскохозяйственных, столкнется Орджоникидзевский горно-обогатительный комбинат, которому для проведения соответствующих работ по добыче руды открытым способом уже в июне потребуется расширить территорию добычи. Не исключено, что вслед за ним, или даже ранее, под угрозой замораживания собственного производства окажутся и другие рудари.
Следует отметить, что на долю Орджоникидзевского ГОКа приходится более 60% добываемой в Украине товарной марганцевой руды, являющейся основным видом сырья для отечественных ферросплавных заводов, таких как ОАО «Запорожский завод ферросплавов», ОАО «Стахановский завод ферросплавов» и ОАО «Никопольский завод ферросплавов», от которых, в свою очередь, зависят и все украинские металлургические комбинаты. Поэтому дефицит товарной марганцевой руды, в конечном счете, поставит под угрозу и стабильную работу отечественных металлургов.
Учитывая подобную перспективу, Украинская Ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА), в состав которой входят ОАО «Орджоникидзевский горно-обогатительный комбинат», ОАО «Запорожский завод ферросплавов» и ОАО «Стахановский завод ферросплавов», обратилась с открытым письмом в Кабинет Министров Украины с просьбой урегулировать сложившуюся ситуацию и таким образом не допустить остановки ряда предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины. Авторы письма ссылаются на Постановление Кабмина, принятое в декабре прошлого года, «О создании Совета национальных ассоциаций товаропроизводителей при Кабинете Министров Украины», согласно которому в число задач данного органа входит и подготовка рекомендаций по созданию правовых и экономических условий для эффективной деятельности отечественных товаропроизводителей.
По их мнению, данная проблема может быть решена только на законодательном уровне и правительство, как один из субъектов подобной инициативы, должно в ближайшее время ходатайствовать о внесении ряда изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов и, главным образом – в Земельный кодекс Украины. В частности, авторы письма указывают на то, что, в соответствии с принятым в 2002 году Постановлением Кабмина, процедура изменения целевого назначения земельных участков занимает 2-3 года и, безусловно, должна быть упрощена.
Кроме того, по их мнению, было бы целесообразно расширить ныне существующую классификацию земель и предоставить угодьям, которые находятся в пределах горного отвода, особый статус, а также упростить процедуру передачи этих земель стратегически значимым предприятиям. То есть, как считают представители УкрФА, правительству следовало бы принять специальное Постановление, которым был бы установлен особый порядок отвода земель для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения. И, наконец, авторы письма считают, что стратегически значимым добывающим предприятиям должно быть предоставлено право выкупа земельных участков для общественных потребностей – добычи полезных ископаемых в пределах горного отвода.