Skip to content

ГМК-2006: обеспечение ресурсами






ГМК-2006: обеспечение ресурсами
(Часть 3)



Металлолом


В 2006 г. произошло существенное повышение стоимости металлолома. К концу года украинское сырье на внутреннем рынке стоило почти столько же, сколько и лом на экспорт. Ожидалось, что в связи с подорожанием газа себестоимость выплавки чугуна вырастет, и металлурги станут больше использовать металлолом. Зимой, из-за ограничения лимитов по газу, возник даже дефицит лома, его стоимость, вместо оговоренных 850 грн./т, увеличилась до 965 грн.



На 2006 г. необходимое количество привозного металлолома оценивалось в 8 млн.т. Реальная же потребность и, соответственно, поставки, составили 7 млн. т, что на 9,5% выше уровня 2005 г. В среднем потребности метпредприятий в этом сырье были удовлетворены на 90%.



Потребление стального лома в Украине стабильно увеличивается и будет дальше расти. Уже сегодня ощущается напряженность с его поставками, в ближайшие годы дефицит будет нарастать. Связано это с общим снижением объемов ломосбора в последние годы и увеличением использования сырья в сталеплавильном производстве.


Помимо постепенного увеличения доли выпуска электростали в отрасли планируется строительство и ввод ряда сталеплавильных проектов, которые будут работать на ломе. Эксперты прогнозируют, что в связи с ростом привлекательности внутреннего рынка, где цены сравнялись с экспортными, отгрузка зарубеж украинского лома будет снижаться. Более того, если выплавка стали в ближайшие годы будет расти, вероятно, увеличение импорта лома, объемы которого до последнего времени были минимальны.



Колебания цен на рынке лома, как и прежде, будут определяться уровнем спроса и сезонными факторами, однако стоить $150/т, как это было в минувшие годы, он уже не будет. В 2006 г. цена металлолома постоянно повышалась самими металлургами, которые предлагали поставщикам более высокую цену, конкурируя за свободные объемы. В итоге закупочные котировки метпредприятий выросли с начала года почти на 50%, а именно со $170/т без доставки в январе до $250/т в ноябре.



Падение объемов ломосбора в Украине также связано с непрозрачностью и зарегулированностью рынка и низким уровнем инвестиций в ломоперерабатывающую промышленность. В 2006 г. важнейшими законодательными новациями в этой сфере стали снижение экспортной пошлины на лом и освобождение от обложения НДС операций с металлоломом (поставка и импорт).



Закон о поэтапном (в течение 7 лет с ?30 до ?10/т) снижении экспортных пошлин принят в рамках «пакета законопроектов по ВТО». Металлургическое лобби в парламенте, которое несколько лет блокировало снижение тарифов, согласилось поддержать новый закон в обмен на либерализацию металлоторговли с Евросоюзом. Кроме того, в настоящее время украинский рынок лома все меньше ориентируется на экспорт.



За минувший год экспорт лома составил всего 744 тыс. т, что на 41% меньше уровня 2005 г., да и вообще самый низкий показатель за несколько лет. В целом, за последние пять лет объемы вывоза лома снизились в восемь раз. Следует добавить, что в минувшем году еще правительством Еханурова было принято решение об исключении лома из режима свободной торговли с Молдовой. Таким образом, снижение пошлин не приведет к существенному росту экспорта сырья. Сегодня спрос и цены на лом на внутреннем рынке выросли настолько, что экспортные операции для поставщиков лома потеряли смысл.



Обеспечение ломом метпредприятий:






























































Предприятие


2006, тыс. т


2006/2005, %


ИСТИЛ


1039


18


Запорожсталь


771


-8


Миттал Стил Кривой Рог


760


22


ММК им. Ильича


685


1


Алчевский МК


600


45


Азовсталь


568


-13


ДМК им. Дзержинского


519


3


Енакиевский МЗ


516


-1


Макеевский МК


467


51


Донецкий МЗ


428


12


Днепроспецсталь


328


-1


Нижнеднепровский ТЗ


251


7


Всего


6931


9




Закон об освобождении от НДС операций с ломом формально вступил в действие с 1 января 2007 г. Правда, реально он начнет работать тогда, когда правительство примет постановление, уточняющее перечень лома и отходов черных металлов, по отношению к которым НДС взиматься не будет. В полной мере оценить влияние отмены «ломного НДС» на рынок удастся только после этого. Пока, с началом 2007 г. большинство метпредприятий снизили закупочные цены на размер НДС – с 1240-1250 до 1040-1050 грн./т.



Освобождение от налога вводится, как временная мера – до 1 января 2008 г., однако впоследствии она может быть продлена. Принятие этого законопроекта должно исключить злоупотребления при возмещении экспортного НДС предприятиями, использующими криминальные схемы возврата налога, а также позволит сократить теневую часть рынка металлолома, повысить экологическую и радиационную безопасность, увеличить объемы ломосбора.



По оценкам «УаВтормет», потребность внутреннего рынка в металлоломе на 2007 г. с учетом предусмотренного объема производства стали составит около 8 млн. т. Это предполагает ежемесячные поставки метпредприятиям в 670 тыс. т. Сами операторы рынка называют такие цифры нереальными, указывая, что максимальный объем поставок в месяц был достигнут в минувшем году, и все равно это было не более 630-640 тыс. т. Сами металлурги опасаются, что под запланированные на 2007 г. объемы производства стали не хватит порядка 1 млн. т металлолома.



Ж/д тарифы


В течение 2006 г. грузовые ж/д тарифы не корректировались. Однако в конце года «Укрзализныця» сообщила, что повышение стоимости услуг произойдет с 1 января 2007 г. В частности, предлагается увеличить ставки внутренних перевозок руды и концентрата на 43%, экспортных – на 19%, одновременно тарифы на импорт этой продукции могут снизиться на 20%.



Минтранссвязи заявил, что, выравнивая импортные и экспортные тарифы, приводит законодательство в сфере тарифной политики в соответствие с требованиями ВТО. Федерация металлургов Украины отреагировала на планы Минтрансвязи повысить ж/д тарифы и аккордные ставки на перевалку внешнеторговых грузов в портах соответствующим заявлением, в котором прогнозирует, что повышение тарифов спровоцирует новый виток инфляции и станет причиной системного кризиса экономики.



Для металлургов повышение тарифов на 29% и аккордных ставок за перевалку грузов в портах на 30% обернется дополнительными незапланированными расходами в размере 2,5 млрд. грн. Соответственно, расчетная рентабельность метпроизводства в 2007 г. снизится к критической границе 4%, сократятся производство и объемы сбыта продукции, что приведет к потере внутреннего и внешнего рынков. Это, в свою очередь, отразится на валютном балансе страны, значительно уменьшатся отчисление в бюджеты всех уровней. Только госбюджет Украины недополучит около 900 млн. грн., – заявляют металлурги. Они требуют отменить приказы о повышении тарифов и аккордных ставок, а также создать эффективный орган по вопросам регуляции тарифов на транспорте, который будет устанавливать новые тарифы в зависимости от уровня инфляции, себестоимости услуг, уровня цен на энергоносителе и других факторов, с учетом консультаций с основными потребителями услуг.



По данным ассоциации «Укррудпром», из-за повышения тарифов на ж/д перевозки потери горнорудных предприятий в следующем году превысят 200 млн. грн. Кроме того, принятые решения стимулируют рост импорта в Украину ЖРС и, наоборот, ухудшение позиций украинских рудокопов на экспортных рынках.



И металлурги, и рудокопы жалуются на дефицит грузовых вагонов в отрасли, который в 2006 г. не только не уменьшился, но продолжает нарастать. В конце лета и осенью серьезные проблемы возникли с поставками вагонов для транспортировки угля из России. Из-за дефицита подвижного состава «Укрзализныци» отгрузки коксующегося угля из РФ фактически оказались заблокированными, вследствие чего пострадали украинские метпредприятия и КХЗ. Также в последние месяцы года усугубилась проблема недопоставок грузовых вагонов предприятиям «Укррудпрома», в результате чего на экспорт было недопоставлено до 500 тыс. т железорудного сырья.



Минтранссвязи заявляет, что дополнительные доходы «Укрзализныци» от повышения грузовых ж/д тарифов будут направлены на закупку подвижного состава. Ведомство собирается строить вагоны на своих предприятиях, а также закупать их напрямую и по лизинговым схемам.



В одобренной правительством Концепции госпрограммы реформирования ж/д транспорта наличествует долгосрочная программа по обновлению подвижного состава. В частности, в 2007 г. запланировано приобрести 150-170 вагонов, в то время как в 2006 г. было закуплено всего 61 вагон. На сегодняшний день парк вагонов «Укрзализныци» составляет 7,6 тыс. шт., износ составляет 60-70%.



Однако предприятия ГМК, которые являются основными потребителями услуг украинских железных дорог в промышленности, сомневаются в том, что при существующем непрозрачном бюджете и механизме управления «Укрзализныцею» положение может измениться. После предыдущего повышения тарифов было в апреле 2005 г., когда корректировалась стоимость перевозки, в частности, угля и черного лома, улучшения положения с закупкой вагонов не произошло.


 


В первой части читайте о проблеме обеспечения природным газом и железной рудой


Во второй части читайте о проблеме обеспечения коксом и углем

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...