На прошлой неделе правительство утвердило амбициозную программу Минтранса на 2002 — 2010 гг. под названием «Модернизация транспортной системы России». Она требует инвестиций в размере $150 млрд, в том числе около $30 млрд — из федерального бюджета. Правда, скорее всего, аппетиты транспортников будут серьезно урезаны.
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России» (2002 — 2010 гг. ) подготовлена силами профильных институтов Минтранса и МПС. Она оценена в 4646,3 млрд руб. инвестиций (из них 882,5 млн руб. — за счет федерального бюджета, 1385,8 млн руб. — из региональных бюджетов). Остальные 2378 млрд руб. должны быть выделены из внебюджетных источников (деньги МПС и инвестиции транспортных компаний). Треть всех расходов программы (1,540 млрд руб. ) по замыслу ее авторов приходится на подпрограмму «Железнодорожный транспорт»; еще 2,078 млрд руб. планируется израсходовать на строительство автодорог.
Транспортная программа, одобренная правительством, предусматривает почти $2 млрд ассигнований из федерального бюджета. Но в бюджете-2002, уже принятом Госдумой, на нее предусмотрено лишь около $1 млрд расходов (32,4 млрд руб. ). Эксперты считают, что и эта сумма — большая удача для транспортников. «Таких сумм на нужды транспортной отрасли государство никогда не расходовало, это отрадно», — отмечает завсектором Бюро экономического анализа Александр Астапович.
Как и в прежние годы, большинство бюджетных ассигнований (95% ) приходится на дорожное строительство. Пресс-секретарь Минтранса Александр Филимонов отмечает, что самыми капиталоемкими стройками будут кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга и федеральная трасса Чита — Хабаровск (в России до сих пор нет автомобильного пути от Москвы до Владивостока). Остатки бюджетных средств будут выделены на субсидирование процентной ставки по кредитам для речного судостроения, на реконструкцию судоходных путей и причалов в морских портах и строительство взлетно-посадочных полос в аэропортах. Что касается МПС, то оно намерено осуществлять свои стройки в основном из средств собственной инвестпрограммы.
«Хорошо, когда государство намерено вкладывать значительные средства в инфраструктуру: за ним последуют и частные инвестиции. К тому же транзитный потенциал России — товар гораздо более технологичный, чем нефть», — говорит гендиректор компании «Северстальтранс» Константин Николаев.
И все же участники рынка отмечают, что аппетиты авторов транспортной программы явно завышены. «Государство впервые инвентаризировало потребности транспортного комплекса, и теперь средства будут выделяться систематизированно, — считает Роман Троценко, глава Московского речного пароходства. — Но вот перспективы регионального и внебюджетного финансирования вызывают у меня большой скепсис. В целом девятилетку реально реализовать примерно на 30% «.