Год, с которого в России введен одинаковый для всех 13% -ный подоходный налог, еще не кончился. Но статистика уже позволяет сделать вывод, что налоговая реформа не привела к «обелению» доходов. Предприниматели говорят, что для этого потребуется серьезное снижение единого социального налога, но правительство к такому шагу не готово.
Не так давно премьер Михаил Касьянов заявил, что 13% -ный подоходный налог и замена платежей в социальные фонды единым соцналогом (ЕСН) дают работодателям «возможность платить белую зарплату». Того же мнения придерживается и министр по налогам и сборам Геннадий Букаев. В доказательство он приводит статистику роста налоговых поступлений: за первые 10 месяцев этого года казна получила на 50% больше средств от налога на доходы граждан, чем за тот же период прошлого, а поступления по ЕСН увеличились на 27,3%.
Налоговики забывают лишь упомянуть о двух важных обстоятельствах. В 2000 г. поступления от подоходного налога выросли на 49% по сравнению с 1999 г. — без всякой налоговой реформы. Кроме того, нужно учитывать, что в прошлые годы 95% россиян платили подоходный налог по минимальной ставке — 12%. То есть для них налоговая нагрузка в нынешнем году даже возросла, и, если бы в стране началась масштабная легализация доходов, сборы в казну выросли бы куда сильнее.
Статистика, которой оперируют налоговики, свидетельствует лишь о том, что тенденция к заметному росту зарплат, наметившаяся в последний год прошлого века, сохраняется и до сих пор. По данным Госкомстата, в 2000 г. средняя начисленная зарплата в России выросла почти на 50% , а за 10 месяцев этого года — на 46% (сейчас она составляет 3113 руб. ).
«При увеличении зарплаты — а в 2001 г. зарплаты на КамАЗе повысились на 30% — мы руководствовались не налоговыми соображениями, а прежде всего наличием ресурсов и уровнем зарплат в целом по отрасли», — пояснил «Ведомостям» Ильдар Халиков, заместитель гендиректора по экономике и финансам КамАЗа.
Дмитрий Черник, директор НИИ развития налоговой системы, считает, что в этом году из тени вывели не более 5% зарплат. Даже некоторые чиновники не верят, что реформа дала заметный результат. «Никакой легализации и быть не могло», — заявил «Ведомостям» председатель Пенсионного фонда России Михаил Зурабов.
Что нужно делать, чтобы налоговые изменения приносили не только пиаровскую, но и реальную пользу, — ни для кого не секрет. Первый замминистра экономического развития Аркадий Дворкович говорит, что легализацию серых зарплат сдерживает высокая ставка ЕСН (максимум 35,6% ). Дворкович считает, что ставку можно было бы снизить «на пару процентов уже с 2002 г. «, а «в перспективе и до 25% «. Ставку ЕСН в 23 — 25% считают приемлемой и в Бюро экономического анализа. А вот Черник говорит, что и этого будет мало — ставку нужно снижать до 15 — 18% , иначе работодателям будет невыгодно «обелять» зарплаты.
В Минфине и МНС, однако, слушать этого не хотят и считают, что легализация начнется сама собой. «Год — это не показатель, — считает первый замминистра финансов, автор налоговой реформы Сергей Шаталов. — Необходимо два-три года».
На прошлой неделе депутаты Госдумы по настоянию правительственных чиновников лишь облегчили доступ к регрессивной шкале ЕСН (теперь этот налог станет ниже для работодателей, на чьих предприятиях средняя зарплата составляет 30 000, а не 50 000 руб. ). А средние зарплаты теперь будут вычисляться исходя из данных за квартал, а не за месяц. Но отказ от снижения самих ставок налога, по мнению Владимира Дубова, возглавляющего налоговый подкомитет Госдумы, приведет к падению доходов казны. Ведь чиновникам так и не удалось протолкнуть через Думу поправку к Налоговому кодексу, по которой выплаты работникам из чистой прибыли компании облагались бы ЕСН. А налог на прибыль со следующего года составляет всего 24% — т. е. выгоднее платить его вместо ЕСН, а официальный фонд зарплаты максимально занижать.