Премьер-министр Анатолий Кинах заявил, что окончательное решение по поводу продолжения налогового эксперимента в горно-металлургическом комплексе будет принято после рассмотрения Верховной Радой проекта Налогового кодекса во втором чтении. Напомним, что сейчас металлурги платят налог на прибыль по ставке 15% вместо 30-и, но действие закона о льготах заканчивается 1 января 2002 года. Анатолий Кинах заметил, что если Налоговый кодекс будет принят, то эксперимент продолжен не будет. Кодекс предусматривает снижение всех основных налогов, но на сколько именно, пока что никто четко сказать не может. После первого чтения в этот документ поступило более 5 тысяч поправок депутатов. Тем временем за сохранение льготного режима для металлургии продолжает выступать министр промышленной политики Василий Гуреев.
— Господин министр, похоже, у налогового эксперимента для металлургов довольно мало шансов для продолжения в следующем году. Ваше министерство продолжает настаивать на сохранении льгот, так как вы больше всех общаетесь с директорами тех 66 предприятий, которые сейчас участвуют в эксперименте?
— По поводу целесообразности проведения этого эксперимента проводились исследования не только Министерством промышленной политики, но и Налоговой администрацией, и Министерством экономики.
Последний вывод, кстати положительный, сделала Счетная палата. Они даже выпустили специальную брошюру. Там действительно объективно освещены позитивы и негативы, которые есть в этом налоговом эксперименте. Т.е. это не только наша позиция.
— По вашему мнению, металлургам еще можно надеяться на сохранение льгот, или планировать бухгалтерию следующего года уже по нынешним ставкам?
— А почему мы рассматриваем этот закон как льготу? Он не предоставляет льгот. Он создает экономические условия, когда поступления в бюджет растут в 1,5 раза, в Пенсионный фонд в 2—3 раза. Т.е. когда посмотришь показатели — все позитивные. Единственный негатив — это действительно ставка налогообложения прибыли — 15%. Но ведь при этом увеличились поступления в бюджет. Поэтому я прошу просто не вешать каких- то ярлыков, как мы привыкли это делать. Инвестиции увеличились, на несколько миллиардов гривен уменьшилась кредиторская задолженность — позитив очевидный. Кроме того, мы действительно сохранили такую важную для страны отрасль, которая сейчас продолжает наращивать объемы производства. Если сегодня посмотреть показатели за 10 месяцев, то металлургия имеет прирост 7,8%, производство черных металлов — 6,8%, трубы — 10,8%, цветные металлы — 4,4%. Т.е. все показатели положительные.
— Показатели положительные, но почему тогда экономический комитет правительства эксперимент не поддержал?
— Вопрос окончательно еще не решен. Есть три предложения: продолжить эксперимент, отменить его или откорректировать. Министерство экономики уже внесло проект закона об эксперименте в металлургическом комплексе, где 75% средств, полученных от существования льгот, предприятиями должно быть направлено на техническое перевооружение. О чем идет речь? Мы сегодня говорим о выведении излишних мощностей, которые работают неэффективно, о завершении реконструкции. По каждому предприятию есть уже расписанные планы согласно программе, которую мы уже отдельно представили в парламент. Она скоро будет рассматриваться. И главное, что эта программа требует $7 миллиардов. Я бы не хотел, чтобы эта программа была сориентирована на бюджетный ресурс. Лучше, чтобы владельцы предприятий самостоятельно аккумулировали свои средства и провели реконструкцию. И такая возможность у нас есть — без привлечения бюджетных средств подойти к большому техническому перевооружению главной отрасли нашей экономики. Если мы выдержим эту концепцию в течение нескольких лет и проведем перестройку металлургического комплекса, у нас много проблем отпадет. Поэтому Министерство промышленной политики поддерживает и будет поддерживать этот эксперимент. Мы готовы еще раз дополнительно вернуться к его рассмотрению. Искать источники, чтобы не уменьшать, а увеличивать поступления в бюджет. Существует правительственная комиссия, которая принимает решение по этому случаю. Кстати, представлено уже 5 предприятий на выведение из эксперимента. Документы, которые рассматриваются этой комиссией, согласовывают с парламентским профильным комитетом. Все задействованы в этом процессе. Но очевидно, что позитивов больше, чем негативов.
— Насколько ощутимым будет удар по металлургии и экономике страны в целом, если эксперимент не будет продолжен?
— Я думаю, что трагедии не будет. Ибо есть то главное, что сделано в предыдущие годы, когда действовал эксперимент — мы смогли все-таки выйти из платежного кризиса. Мы вывели отрасль из бартера. Доля бартерных операций снизилась с 40 до 3%. Но мы должны еще внимательно посмотреть, перед тем как принимать окончательное решение, исходя не из нынешней ситуации в металлургии, а исходя из тех заданий, которые будут стоять завтра.
— Руководители металлургических предприятий в последнее время жалуются на ухудшение ситуации на внешних рынках. Не нагнетают ли они ситуацию искусственно перед рассмотрением вопроса о льготах?
— Я не могу сказать по последним ценовым отчетам, что сегодня ситуация на внешних рынках привлекательна. Она сложная. И те тенденции, которые намечаются, имеют негативный характер. Т.е. мы опять, как по синусоиде, идем к падению по уровню цен. Я считаю, что, учитывая это, нужно принять одно, но взвешенное решение.
— Какой вы можете дать прогноз по экспортным мощностям Украины на следующий год?
— Рассматривая проблему экспорта, никогда не нужно забывать внутренний рынок. Он дает возможности избежать тех падений, которые происходят при экспорте, где у нас есть существенные конкуренты, такие как Россия, Австралия, Бразилия. Мы осваиваем азиатские рынки. Значительно сокращены объемы поставок в США. С ЕС мы решаем вопрос по квоте, и считаю, что мы решим его положительно. Думаю, что в следующем году нам удастся сохранить нынешний уровень поставки товаров на экспорт, во всяком случае, не допустить существенного падения. Но главная задача, которую мы ставим сегодня перед металлургами — благодаря приросту производства и освоения новой продукции в машиностроительном комплексе повысить процент направления металлопродукции на внутренний рынок. Не может существовать экономика долго и стабильно, когда вся ориентация идет на внешние рынки. Основные надежды — на потребление металлопродукции строительной промышленностью и машиностроением.
— А какие показатели ожидаются по объему промышленного производства в следующем году?
— По прогнозу, мы выйдем где-то на 5—6-процентный рост производства по сравнению с прошлым годом. Что касается внутреннего рынка, то до 30— 35% планируется довести его долю потребления.