Текущее состояние
С начала 2005 года на большинстве металлургических комбинатов России наблюдалось замедление и снижение объемов производства металла, что явилось прямым следствием ухудшения мировой конъюнктуры, увеличения складских запасов и низкой деловой активности в основных металлопотребляющих регионах мира.
Вместе с тем, эксперты отметили, что возможности дальнейшего повышения доходности металлургического производства в рамках сложившейся системы приоритетов постепенно исчерпываются. Базовые производства в металлургии (добыча железной руды, добыча и производство концентратов цветных металлов, выплавка чугуна, первичного алюминия и ряда других видов материалов для дальнейшего металлургического производства) функционируют при предельно высоком уровне загрузки мощностей — коэффициент их использования составляет более 90%. Между тем на рынках металла других стран наблюдается повышенная конкуренция, а тарифные и нетарифные ограничения в отношении поставок из России действуют более чем в 40 странах мира.
В российской металлургии сформировалась структура производства, резко отличающаяся от аналогичных структур в других странах. Она характеризуется крайне низкой долей продукции с высокой добавленной стоимостью (менее 10% в валовом отраслевом продукте) и большим объемом производства сырья и продуктов базовых переделов. Значительная часть железной руды, окатышей, металлолома, чугуна и почти 60% экспортируемого готового проката для внешнего рынка, в том числе горячекатаного листа, поступают на металлургические предприятия для дальнейшей обработки.
Тем не менее, отрасль оценивается, как весьма перспективная. К примеру, осенью 2005 года сталелитейная компания «Группа Евраз» разместила евробонды на $750 млн. Такую сумму за один раз до сих пор не удавалось привлечь ни одной частной российской компании.
Нестандартно подойдя к использованию зарубежных систем управления производством, ОАО «РУСАЛ» разработало свою собственную систему «РУСАЛ Бизнес Системы», позволяющую существенно повысить производительность труда и эффективность деятельности подразделений компании. Благодаря комплексной модернизации производства «РУСАЛ» получил возможность увеличить объем выпуска алюминия на 300 тыс. тонн на существующих мощностях. Это равносильно вводу нового завода.
В том же 2005 году почти все крупные металлургические компании продолжили скупать угольные и рудные активы, выстраивать собственную логистику. Укрепление курса на вертикальную интеграцию обусловлено необходимостью усиления контроля над издержками и стремлением застраховаться от возможных изменений рыночной конъюнктуры.
Рост производства за первые четыре месяца 2006 года составил: готового проката — 103,4%, труб стальных — 114,9%, алюминия первичного — 101,4%, меди рафинированной — 107,4%, никеля — 110,9%.
Государственная политика и проблемы отрасли
Как отмечают в Минпромэнерго РФ, основные перспективы дальнейшего укрупнения российских металлургических компаний связаны с экспансией за рубежом, главным образом в страны Восточной Европы и СНГ. В министерстве убеждены, что сегодня металлургия не может развиваться небольшими компаниями.
Конечно, источниками инноваций может стать и часто оказывается малый бизнес, однако для развития отрасли необходимы концентрация капиталов, управленческих и производственных ресурсов, а также реализация полной технологической цепочки — от научных исследований до послепродажного сопровождения, вплоть до утилизации. Только крупный бизнес совместно с государством может взять на себя бремя и риски экономического развития.
В 2006 году в черной металлургии РФ будут преобладать позитивные тенденции, обусловленные решением организационных проблем с поставкой сырья, упорядочением импорта и развитием мощностей, что приведет к росту производства, развитию импортозамещения и увеличению экспорта. Об этом говорится в уточненном прогнозе социально-экономического развития России на 2006 год и до 2008 года, подготовленном Минэкономразвития.
В 2006-2008 годах прирост производства готового проката черных металлов предполагается на уровне 1-2% и в 2008 году его выпуск составит 107,1% по отношению к объему 2004 года. К 2008 году внутреннее потребление готового проката черных металлов должно составить 29,7 млн. тонн. Прирост потребления произойдет за счет увеличения производства продукции отечественных производителей.
В цветной металлургии на фоне высоких цен и высокой загрузки производственных мощностей предприятия отрасли проводят модернизацию и реконструкцию отдельных цехов, агрегатов и природоохранных объектов, но пока без прироста основных фондов. Поэтому в 2006-м и 2007 годах объем производства составит 101,3% и 101,7% соответственно, что позволит полностью удовлетворить внутренний спрос и сохранить объем экспортных поставок на уровне 2005 года, прогнозирует МЭРТ.
К 2008 году ожидается следующий рост потребления цветных металлов по отношению к 2004 году: алюминия — на 28%, меди – на 15,9%, никеля — в 1,8 раза. Это связано, в том числе, с увеличением спроса со стороны обрабатывающих отраслей промышленности.
Как отмечают в МЭРТ, на металлургических предприятиях России продолжится реконструкция производства с целью повышения конкурентоспособности за счет расширения сортамента металлопродукции.
Необходимость таких мер очевидна, учитывая, что сегодня российская металлургия функционирует в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке. В связи с этим, важнейшим направлением государственной политики в отношении отрасли является создание таких возможностей для работы предприятий, которые бы соответствовали уровню развития металлургии в странах — крупнейших участниках мирового рынка металлов.
В 2002 году российское правительство приняло программу реструктуризации металлургической отрасли с целью устранения неэффективных в экономическом смысле производств. Особого участия и финансовых трат от государства не потребовалось: растущие несколько лет подряд мировые цены на металл позволили даже убыточным в недавнем прошлом предприятиям продемонстрировать положительные финансовые показатели.
На поступательное развитие отечественной металлургии повлияли не только благоприятная конъюнктура внешнего рынка, но и принимаемые государством меры по развитию металлургического комплекса. Они, в частности, нацелены на защиту национальных производителей, стимулирование внутреннего металлопотребления, развитие сырьевой базы отрасли, совершенствование тарифной политики естественных монополий. В настоящее время на внутреннем рынке РФ потребляется менее 50% готового проката черных металлов и менее 20% основных цветных металлов. Активизация развития внутреннего рынка несомненно предполагает участие государства через госзаказы и стимулирование развития важнейших металлопотребляющих отраслей.
В то же время на внешнем рынке, особенно на рынке стальной продукции, резко обострилась конкурентная борьба. Сегодня соперничают уже не отдельные металлургические компании, пусть даже крупные или транснациональные. Конкурируют государства, в ход идет административный ресурс. Примером именно такой борьбы являются протекционистские защитные меры, введенные в США, торговые барьеры в Китае, ЕС и некоторых странах Латинской Америки. При этом многие российские металлургические предприятия по основным технико-экономическим показателям отстают от зарубежных компаний (по удельным расходам материальных и энергоресурсов, производительности труда, качеству отдельных видов продукции и т.д.).
В настоящее время, констатирует Минпромэнерго, более 45% экспорта продукции российских предприятий черной металлургии и 90% — цветной составляет продукция с низкой добавленной стоимостью (руда, лом, чугун, слитки, слябы и заготовки для переката). А импортные поставки металлопродукции, включая металл в ввозимых в страну машинах и оборудовании, уже превысили 20% оборота внутреннего рынка.
При вступлении России в ВТО объемы импорта могут возрасти существенно. Поэтому повышение конкурентоспособности российской металлургии в значительной мере зависит от инвестиций в основное производство и техническое перевооружение, от возможностей формирования собственных финансовых источников и привлечения заемных средств, что, в свою очередь, связано также с совершенствованием законодательства в области инвестиционной, таможенной, тарифной политики, ценообразования и налогообложения.
Проблемой для российской промышленности, в том числе для металлургической отрасли, является высокая степень износа основных производственных фондов. Значительная часть оборудования находится на уровне 80-х годов прошлого столетия. Правда, в стране есть и современные предприятия. Например, входящий в «РУСАЛ» Саянский алюминиевый завод был запущен во второй половине восьмидесятых, а затем модернизирован.
В передовых странах уже практически отсутствует производство стали мартеновским способом. В России же в 2004 году более 20% стали выплавлено в мартеновских печах. А если взять средний расход металлургического кокса на выпуск одной тонны чугуна, то в промышленно развитых странах тратится 380 кг на тонну, а в России — свыше 450 кг. Отставание происходит и по таким показателям, как расход стали на тонну проката и энергоемкость.
Не менее серьезная проблема — ограниченность разведанных запасов минерального рудного сырья. Критическая ситуация сложилась с геологоразведкой. Так, по данным Росстата, за период с 1994-го по 2003 год доля геологоразведочных работ по цветным и редким металлам в общем объеме таких работ снизилась с 4,9 до 0,9%, а по рудам черных металлов — с 0,6 до 0,2%, в то время как по нефти и газу колебалась от 73,1 до 77,8%.
Кроме того, введенный в 2002 году налог на добычу полезных ископаемых, по мнению Минпромэнерго, не учитывает различий географо-экономических, горно-геологических и прочих условий разработки месторождений. Предприятия с более высокими по не зависящим от них причинам затратами на добычу платят более высокий налог. И многие месторождения дефицитных видов минерального сырья могут быть разработаны только в условиях применения особого налогового режима.
Помимо упомянутых основных проблем, работа предприятий металлургического комплекса осложняется относительно высокими ценами на продукцию и услуги естественных монополистов. Доля затрат на услуги этих монополий в средней стоимости единицы продукции черной металлургии достигает 30-35%, цветной металлургии — 15-20%. Причем в ряде подотраслей, таких как железорудная или алюминиевая, эта доля составляет около 40%.
В декабре 2004 года установлены исключительные тарифы на грузовые железнодорожные перевозки — понижающие коэффициенты к действующим тарифам на перевозки металлов на экспорт через порты и сухопутные погранпереходы. Введены защитные пошлины на длинномерный прокат и оцинкованную сталь из Европы, продолжается антидемпинговое расследование по поставкам нержавеющей стали, рассматривается вопрос о введении антидемпинговых мер в отношении импорта украинских швеллеров.
Российские власти также не допустили введения Украиной защитных пошлин для трубной заготовки и антидемпинговых пошлин в отношении канализационных труб из чугуна из России. В 2004 году было подписано соглашение с ЕС, благодаря которому на 438 тыс. тонн увеличились лимиты на поставку отдельных видов металлопродукции в страны — члены Евросоюза на сумму порядка $160 млн. А Канаду убедили не продлевать действие антидемпинговых пошлин в отношении некоторых видов горячекатаного и холоднокатаного проката. Благодаря жесткой позиции Минэкономразвития удалось предотвратить и продление российско-американского ограничительного соглашения о торговле некоторыми видами сталепродукции из России.
Впрочем, поставки продукции российских металлургов за рубеж будут существенно ограничиваться другими соглашениями. Например, торговым соглашением с ЕС, которое наносит ущерб российским предприятиям на сотни миллионов долларов в год. Помимо этого, конкуренцию отечественной металлургии составляют неконтролируемые поставки металлопродукции из Украины.
Власти соседней республики на протяжении долгого времени предоставляли своим металлургам финансовые преференции и налоговые льготы, что привело к росту производства на ведущих украинских меткомбинатах и увеличению экспорта в Россию, причем в большинстве случаев по демпинговым ценам.
В январе 2005 года Минэкономразвития РФ и Минэкономики Украины в рамках антидемпингового расследования подписали соглашение, ограничивающее поставки в Россию труб украинского производства. Документ действует в отношении пяти украинских заводов и компаний до 31 декабря 2009 года.
В то же время переговоры по всеобъемлющему соглашению о поставках труб из Украины в РФ и из России в Украину зашли в тупик, а тем временем продукция российских производителей вытесняется украинскими конкурентами.
В настоящее время разрабатываются стратегия развития металлургического комплекса России на период до 2015 года и план мероприятий по развитию металлургической промышленности на 2006-2008 годы. А во втором полугодии 2006 года состоится заседание правительства по вопросам развития металлургической промышленности.
Сырьевая база
Крупнейшие компании отрасли давно озаботились развитием собственной сырьевой базы. Так, например, НЛМК купил два порта и Стойленский ГОК, «ЕвразХолдинг» приобрел два ГОКа на Урале. Активно скупать угольные активы «Мечел» начал еще с осени 2004 года. Крупнейшей в 2004 году стала покупка 96% акций Михайловского ГОКа и 30% акций «Тулачермета» почти за $2 млрд. В то же время «Магнитка» около 90% сырья вынуждена закупать на стороне.
С сырьевой проблемой сталкиваются и производители цветных металлов. Так, УГМК пытается получить право разработки крупнейшего в стране медного месторождения на Удокане, а «РУСАЛ» до сих пор обеспечивает только примерно половину своих потребностей в глиноземе (российские мощности по добыче глинозема дают компании около 30% от необходимого для производства сырья).
Отечественные металлурги обращают свои настойчивые взоры на внешний рынок. Усердная скупка ими зарубежных активов предприятий сырьевой направленности и сферы высокого передела стала особенностью последних лет. Напомним, в январе 2004 года «Северсталь-групп» приобрела американский металлургический завод Severstal North America в Детройте, а в 2005 году — группу компаний Lucchini (Италия).
«ЕвразХолдинг» в 2005 году приобрел итальянский комбинат Palini e Bertoli и Vitkovice Steel в Чехии. В начале 2004 года «РУСАЛ» купил 20% акций австралийского производителя глинозема Queensland Alumina, а в конце июля 2005 года — контрольный пакет акций (65,4%) алюминиевого комбината Kombinat Aluminijuma Podgorica в Черногории. Стальная группа «Мечел» не отстает от коллег: ей принадлежат три завода в Румынии, а также по одному — в Хорватии и Литве.
Ведущие предприятия
Черная металлургия. Вертикально интегрированная горно-металлургическая промышленная группа «ЕвразХолдинг» — крупнейший российский производитель стали. В группу входят три ведущих сталелитейных предприятия России: Нижнетагильский, Западно-Сибирский и Новокузнецкий металлургические комбинаты, более 10 горно-обогатительных предприятий, угольные шахты, а также дочерние и зависимые общества неметаллургического профиля. Эта горно-металлургическая группа занимает 12-e место в мире по объему производства стали, обеспечивает 70% собственных потребностей в железной руде и полностью — потребности в угле.
Крупнейшим межотраслевым холдингом является «Северсталь-групп», которая в настоящее время объединяет свыше 100 предприятий металлургической, горнодобывающей, автомобильной и других отраслей с совокупным годовым оборотом $6,7 млрд. (в 2004 году).
Одна из крупнейших металлургических компаний мира — Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) — третий по величине производитель стали в России. Компания специализируется на производстве листового проката широкого сортамента. НЛМК производит 14% российской стали и 24% плоского проката. Компания является крупнейшим в Европе производителем электротехнических сталей.
Доля Магнитогорского металлургического комбината (ММК) в объеме металлопродукции, реализуемой на внутреннем рынке страны, достигает 20%. Комбинат занимает лидирующие позиции среди металлургических предприятий РФ по объемам производства и входит в двадцатку крупнейших сталелитейных компаний мира. Предприятие представляет собой крупный металлургический комплекс с полным производственным циклом, начиная с подготовки железорудного сырья и заканчивая глубокой переработкой черных металлов. ММК производит самый широкий на сегодняшний день сортамент металлопродукции среди предприятий РФ и стран СНГ. Более половины продукции экспортируется в различные страны мира.
Группа «Мечел» объединяет производителей угля, железорудного концентрата, никеля, стали, проката и метизной продукции. В короткий срок — на протяжении 2001-2004 годов — кузбасским бизнесменам Владимиру Йориху и Игорю Зюзину удалось создать довольно мощного игрока на металлургическом рынке, который прочно обосновался в пятерке крупнейших производителей черных металлов в РФ.
Нельзя не упомянуть управляющую компанию ЗАО «Металлоинвест», созданную Алишером Усмановым и Василием Анисимовым. Владея далеко не самым крупным в России Орско-Халиловским меткомбинатом, «Металлоинвест» в то же время контролирует два крупнейших предприятия — Лебединский и Михайловский ГОКи, которые обеспечивают до 40% общероссийского производства руды. Недавно предприниматели раскрыли свои «наполеоновские» планы — за счет консолидации своих активов сформировать гигантскую горно-металлургическую компанию. Аналитики оценивают потенциальную капитализацию объединения в $7-8 млрд. и прочат ей 2-е место в российской черной металлургии.
Цветная металлургия. В медно-никелевой подотрасли ведущими вертикально-интегрированными структурами являются ОАО «ГМК «Норильский никель» и ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК). Первая — одна из крупнейших компаний в мировой цветной металлургии. В конце 2004 года начала функционировать вертикально-интегрированная компания — ЗАО «Русская медная компания» (РМК).
«ВСМПО-Ависма» является практически монопольным производителем слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. Корпорация выпускает также прессованные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикаты из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.
В алюминиевой промышленности функционируют две крупные вертикально-интегрированные компании — ОАО «Русский Алюминий» и ОАО «СУАЛ-Холдинг», контролирующие около 90% российского рынка глинозема и алюминия. Их создание позволило существенно повысить конкурентоспособность российского алюминиевого бизнеса на мировом рынке. В производстве алюминия «РУСАЛ» занимает третье место в мире после американской фирмы Alcoa и канадской Alcan, «СУАЛ» — на девятом месте.
В апреле 2005 года «РУСАЛ» и «СУАЛ-Холдинг» стали партнерами в проекте «Коми Алюминий» по строительству в Республике Коми боксито-глиноземного комплекса на базе крупнейшего в Евразии Средне-Тиманского месторождения бокситов, доказанные запасы которого составляют 260 млн. тонн. В рамках проекта планируется увеличить объем добычи на руднике с 1,5 млн. тонн в настоящее время до более чем 6 млн. тонн в 2008 году и построить в регионе глиноземный завод годовой мощностью 1,4 млн. тонн.
http://pv.derrick.ru