Зима этого года, «заморозив» и засыпав снегом Европу, обострила взаимоотношения между продавцами и потребителями энергоносителей, к которым относятся и метпредприятия. На встрече в Давосе эксперты сошлись на том, что эра дешевых энергоносителей закончилась. Нужно подыскивать замену традиционным источникам энергии.
К сожалению, подавляющее большинство украинских метпредприятий оказались не готовы к увеличению расходов на электроэнергию и природный газ. Однако, как показывает мировая практика, перед металлургами других стран также стоит аналогичная проблема, которую они не могут разрешить.
Изменение тарифов на электроэнергию в первую очередь ощущают на себе представители алюминиевой отрасли. Подорожание на фоне жестких экологических норм приведет в среднесрочной перспективе к остановке в странах ЕС алюминиевых предприятий общей мощностью от 800 тыс. до 1 млн. т. Так, алюминиевый гигант Alcan объявил о вынужденном закрытии своих комбинатов во Франции, Швейцарии и других странах ЕС, а также об их переносе в страны с дешевой электроэнергией.
Наученный горьким европейским и американским опытом, Alcan при строительстве новых предприятий, например, в Омане изначально включила в проект мощную электростанцию, чтобы исключить зависимость от энергетиков. Планируя расширение собственного производства в штате Кентукки в 2007-2023 гг., в декабре 2005 г. Alcan подписал меморандум о сотрудничестве с энергетическими компаниями Big Rivers Electric Corporation и Kenergy Corporation по бесперебойному обеспечению завода электроэнергией на долгосрочной основе.
Во Франции, где принята стратегия возрождения национальной металлургической отрасли, правительство страны в ответ на обращения производителей еще в декабре предложило энергоемким компаниям, включая Alcan, объединиться в консорциумы, которые смогут получать энергию по льготным тарифам. Французские антимонопольные власти одобрили данную инициативу правительства, теперь ожидается разрешение Еврокомиссии.
Тем временем, в Великобритании представители местной федерации алюминия вручили премьер-министру страны Тони Блэру документ с протестом против роста цен на газ. Сейчас средние оптовые цены в Британии на 40% выше, чем в других странах Европы. При том, что некоторые заводы имеют собственные тепловые станции, затраты на энергоносители превышают все расчеты, негативно отражаясь на финансовом положении производителей металла и снижая рентабельность производства.
Англо-голландская стальная группа Corus возглавила консорциум, созданный семью голландскими промышленными компаниями с целью снижения цен на электроэнергию и обеспечения ее поставок в долгосрочной перспективе. После либерализации цен на э/э в 2000 г. их постоянный рост угрожает нормальному функционированию алюминиевой, металлургической, химической и других отраслей. В запросе консорциума к правительству Нидерландов указывается, что стоимость энергоносителей с 2000 г. практически удвоилась. Объединение промышленников упрочит их положение на переговорах с поставщиками энергии. Планируется выработать на 2006 г. формулу ценообразования, которая бы учитывала интересы не только производителей энергии, но и давала возможность рентабельно работать ее потребителям.
Помимо того, консорциум настаивает на заключении долгосрочных контрактов, чтобы минимизировать риск сокращения энергоснабжения. Представители энергоемких производств уверены, что лучшим способом обезопасить себя от произвола энергетиков является строительство собственных тепловых электростанций, но этот процесс займет около 5-6 лет. Сейчас цена за один МВатт/ч в Нидерландах на ?6-10 превышает цены в Германии, благодаря другой структуре топлива – увеличенной пропорции антрацита, тогда как голландцы больше пользуются дорогим природным газом.
Увеличившаяся цена газа и перебои с его поставками могут стать причиной остановки ряда турецких метпредприятий. 26 января 2006 г. они получили предупреждение от компании Botas, управляющей газопроводами страны, о предполагаемом прекращении поставок газа. В этот день объем подачи природного газа снизился на 15 млн. куб. м до 25 млн. куб. м. Причиной перебоев называют выросшее потребление газа и невозможность установить баланс поставок и спроса.
Газовые операторы возлагают вину на уменьшение поставок на Россию и Иран. До разрешения проблемы Botas решила приостановить поставки газа. Пять крупнейших меткомпаний, использующих газ для работы генераторов, сразу же отключили электродуговые печи. Для возобновления производства металлурги попытаются перейти на альтернативные источники энергии – мазут или сжиженный углеводородный газ. Газовый кризис связан с суровыми погодными условиями, которые стали причиной нарушения движения судов между Черным и Средиземным морям. Турецкие трейдеры сообщают о невозможности экспортно-импортных операций с ломом и сталью.
Промышленники Нового Света также столкнулись с энергетическими проблемами. Высокие цены на энергоносители мешают работать меткомпаниям Бразилии, Мексики, США и других стран региона. Примечательно, что проблемы даже Бразилии, где бурно развивается выплавка стали, добыча железной руды и производство различных цветных металлов. Представители электроэнергетической компании Abal сетуют на то, что высокие цены на энергию привели к оттоку инвестиций из алюминиевой отрасли страны. Компания не может обеспечить поставки электроэнергии по льготным ценам, что делает невыгодным выпуск алюминия.
Состояние бразильских алюминщиков очень понимают мексиканские производители горячебрикетированного железа (HBI). Только здесь развитию сектора мешают высокие цены не на электроэнергию, а на природный газ. В 2006 г. в мире в строй должны вступить мощности по производству 28 млн. т HBI в год, но очень высокий уровень североамериканских цен на природный газ ставят под сомнение реализацию запланированных проектов.
Десять лет назад, благодаря низкой стоимости природного газа именно Мексика стала пионером развития производства горячебрикетированного железа и железа прямого восстановления. Высокая капиталоемкость строительства и функционирования таких предприятий на фоне растущих расценок на газ «выселяют» производство из Мексики в регионы с более дешевыми энергоносителями. Так, из мощностей, которые должны начать работу в текущем году (28 млн. т), предприятия мощностью 10 млн. т сооружаются в Азии, Бразилии и Тринидаде, где стоимость газа пониже и объемы поставок газа практически неограниченны.
Наиболее вероятными местами для дальнейшего развития отрасли называют Венесуэлу, Тринидад, Россию, Ближний Восток и Азию, а вот стоимость производства тонны HBI в Северной Америке на $110-150 выше, чем в названных регионах, именно за счет высоких газовых цен.
А вот американский институт чугуна и стали (AISI) разработал долгосрочную стратегию снижения потребления электроэнергии в производстве стали. Новая программа звучит, как «экономия одного барреля нефти для одной тонны стали или новый оперативный план изменения процесса выпуска металла». В ближайшие 10-15 лет AISI намерен проводить серьезную исследовательскую работу, чтобы к 2025 г. на производство одной тонны стали использовалось около одного барреля нефти.
Американские энергетики констатируют, что только в 2005 г. цены на нефть и природный газ в стране выросли на 36% и 47% соответственно. Прошлой осенью, когда наблюдался очередной всплеск цен на природный газ, ряд сталепроизводителей, включая трех крупнейших производителей нержавейки, ввели специальную доплату за газ. В ноябре 2005 г. U.S. Steel объявила о формировании коалиции промышленников с целью разработки новых энергетических технологий на основе дешевых источников энергии. Особое внимание U.S. Steel призывает обратить на более широкое использование угля. По мнению AISI, доля энергоносителей в себестоимости стали составляет 20%. Институт считает, что необходимо разработать новые технологии и уменьшить этот процент.