Ситуация в угольном хозяйстве Республики Коми становилась темой уже четырех депутатских запросов. Дважды к высшим руководителям ФСБ и Генпрокуратуры обращались депутаты Государственной Думы прошлого созыва и дважды — нынешнего. Проведенные по этим запросам налоговые проверки на предприятиях ОАО «Воркутауголъ» показали, что у народных избранников действительно были поводы для беспокойства. Не исключено, что в ближайшее время руководителям «Северстали» , владеющей означенными предприятиями, предстоят неприятные объяснения с правоохранительными органами. Пока же уголовное дело возбуждено лишь по факту оценки активов, приобретенных череповецким холдингом в июне 2003 года.
Тогда «Северсталь» приобрела на аукционе государственный пакет акций ОАО «Воркутауголь» и входящей в его состав шахты «Воргашорская» — 38, 8 процента. Правда, аукционом те торги можно назвать с большой натяжкой: череповецкий покупатель был единственным. Вызвала недоумение у следователей прокуратуры и сумма, в которую оценила государственные акции некая фирма «СоветникЪ» — эта сумма оказалась на 189 миллионов рублей ниже оценки Российского фонда федерального имущества. Против директора оценочной конторы было возбуждено уголовное дело, исход которого, впрочем, вряд ли приведет к пересмотру итогов аукциона. А ведь «Северсталь» благодаря этой покупке стала практически единственным хозяйствующим субъектом в Печорском угольном бассейне. 17 процентов акции принадлежало холдингу раньше, еще 22 процента ему продала СУЭК «Байкал-уголь». Эти 22 процента, кстати, были некогда республиканским пакетом, щедро переданным губернатором Коми Владимиром Торлоповым в генеральное управление Сибирской угольно-энергетической компании. В конечном счете, доля «Северстали» в главных угледобывающих предприятиях Коми составила 88 процентов.
Сам глава республики не раз говорил, что связывает с приходом мощного частного инвестора большие надежды. Ведь до того момента предприятия лишь копили долги по налогам и зарплате, становясь очагом социальной напряженности. С задолженностью по зарплате «Северсталь» действительно разобралась довольно быстро, погасив ее еще в сентябре прошлого года. А вот с налогами получилось хуже: недоимки продолжали расти и по ОАО «Воркутауголь» на конец первого полугодия 2004 года составили 3192, 3 млн. руб. (против 2509, 4 млн. на момент приватизации предприятия). Задолженность шахты «Воргашорская» за тот же период правления «Северстали» увеличилась на 165 млн. рублей. Таким образом, сняв социальную напряженность на своих шахтах, «Северсталь» посадила на голодный паек остальных бюджетников Коми, ведь купленные ею предприятия являются главными в республике налогоплательщиками.
Ситуация тем более странная, что за прошедшие полтора года высококачественный коксующийся уголь, которым славится Печорский угольный бассейн, вырос в цене на мировых рынках более чем в 2 раза. Сейчас западные предприятия готовы платить за тонну такого угля до 120 долларов. К тому же, по отчетам ОАО «Воркутауголь» , существенно увеличились объемы добычи. Столь явное несоответствие рыночно-производственных показателей динамике налоговых поступлений и стало поводом для депутатских запросов.
В сентябре 2004 года ревизором Управления по налоговым преступлениям МВД РК был представлен любопытный акт проверки документов ОАО «Воркутауголь». Он объясняет если не все, то, по крайней мере, очень многое. Так, после прихода на предприятия нового собственника главным покупателем добытого угля стал «Торговый дом «Северный Кузбасс» (ТД СК), который также входит в состав холдинга «Северсталь». На долю этого покупателя в 2004 году пришлось почти 90 процентов воркутинского угля. Причем уголь самых дорогих марок, в частности, ГЖО+Ж (75/25), отпускался по крайне лояльным ценам — порядка 40 долларов за тонну. Да и от этих крох шахтерам доставалось немного: согласно данным той же проверки, на счета ОАО «Воркутауголь» пришло лишь 16, 7 процента причитающихся денег. Остальные были, по поручениям продавца угля, переведены на счета третьих фирм, якобы для закупки оборудования, расходных материалов и т. д. Схема не новая, она давно известна правоохранительным органам, потому как славится своей налоговой непрозрачностью.
Но самым интересным эпизодом расследования стал дальнейший путь дорогого металлургического угля. Этот путь детально прослеживается в подколотых к акту договорах, накладных, таможенных декларациях. Оказывается, ТД СК продает кокс в основном одной фирме — Lexard Holdings Limited, зарегистрированной на Виргинских островах, то есть в офшорной зоне. Причем продает также по «божеским ценам» , не превышающим 60 долларов за тонну. И с этой вот минимальной маржи торговый дом платит НДС Российскому государству, в основном, Кемеровской области, где зарегистрирован сам. То есть Республика Коми опять пролетает «мимо кассы».
Зато Lexard Holdings Limited продает уголь уже по мировым ценам. Документально засвидетельствовано, что идет он в Данию, в Украину и в различные российские и украинские порты для отправки в совсем дальнее зарубежье. Получается, основная прибыль от продажи металлургического угля оседает в офшоре!
Странно, что в этой ситуации депутаты Государственной Думы оказались едва ли не единственными, кто привлек внимание соответствующих органов к событиям в Печорском угольном бассейне. Глава республики Торлопов, чья территория главным образом пострадала от описанных выше схем, почему-то обратился к Президенту Путину с письмом, в котором… просит простить (точнее, «реструктурировать») долги угледобывающих предприятий бюджету. Одновременно с этим председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов пишет послание министру внутренних дел, в котором просит прекратить налоговые проверки как препятствующие «нормальной работе». Но в последнем письме, кроме просьбы, есть еще и скрытая угроза. Цитируем: «Возможные в рамках уголовного дела аресты счетов ОАО «Воркутауголь» могут привести к невыплате заработной платы, что грозит проведением забастовок, а также к сокращению финансирования мероприятий по технике безопасности, что в свою очередь может привести к авариям на производстве». На языке детективов это называется просто — шантаж. Либо оставьте нас в покое и дайте работать на благо Виргинских островов, либо — пеняйте на себя…
Совсем недавно на ежегодной пресс-конференции Президент России в очередной раз говорил о том, что государство в рыночной стихии должно «отстаивать свои интересы». «Северсталь» в Печорском угольном бассейне ущемила эти интересы на миллиарды рублей. Значит ли это, что в ближайшее время нас ждет еще один громкий процесс в отношении крупного капитала, пока не ясно. Во всяком случае, депутаты начали бить тревогу первыми.