Федеральная служба по тарифам утвердила скидки грузоотправителям на железнодорожные грузоперевозки. В следующем году сэкономить на оплате услуг РЖД от 10% до 40% смогут Магнитогорский меткомбинат, «Северсталь» и Новолипецкий меткомбинат, а также угольщики из Кузбасса и Казахстана.
Федеральная служба по тарифам (ФСГ) утвердила перечень исключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 2005 г. Список маршрутов, по которым грузы будут перевозиться со скидкой, был опубликован во вторник в «Российской газете». Как и в прошлом году, Магнитогорский меткомбинат получит 32%-ную скидку с базового тарифа РВД на перевозку металла в российские порты на Черном и Азовском морях. Такой же дисконт получат «Северсталь» (до порта Санкт-Петербург) и НЛМК (при перевозках стали на специализированных платформах). Кроме того, эти комбинаты смогут получать сырье — руду и уголь — по тарифам на 13-35% ниже базовых. «Это маршруты, на которых в обратную» сторону загрузить вагон нечем. Чтобы меньше платить за перегон порожнего вагона, грузовладельцы получают скидку», — поясняет источник, близкий к ФСТ.
Кроме того, ФСТ предоставила исключительные тарифы — на 8, 5-15% ниже прейскуранта — на перевозку угля и кокса из Западной Сибири и Красноярского края в порты Украины и Прибалтики, а также поставку казахского угля на Магнитку. На перевозку продукции «Кемеровского азота» и нефти в дальневосточные порты установлены скидки в 45% и 30% соответственно. Пониженные тарифы введены на экспорт серы «Астраханьгазпрома» и перевозку контейнеров на грузовых поездах Москва — Одесса и Москва — Финляндия. «Мы не вводим новых скидок», — подчеркивает замдиректора департамента Минэкономразвития Евгений Михайлов. По его словам, сейчас 50% грузов через погранпереходы возится по спецставкам, так как тариф в 2, 5-3 раза дороже, чем внутрироссийский. «По таким ценам не повезет ни один грузовладелец, если только его производство не расположено рядом с границей», — говорит Михайлов. Он отмечает, что часть льгот все же была отменена. Транспортник крупной промышленной компании говорит, что из перечня скидок исчезли перевозки Новокузнецкого меткомбината (входит в «Евразхолдинг») в порты Дальнего Востока, а НЛМК лишился скидок на перевозки металла в полувагонах.
В РЖД довольны решением ФСТ. «Мы одобряем гибкий подход к тарифообразованию, который позволяет компании увеличивать объемы перевозок», — говорит сотрудник компании. Источник, близкий к РЖД, рассказывает, что в рамках соглашения с «ЛУКОЙЛом» (оно может быть подписано уже сегодня) эта компания может получить исключительные тарифы на перевозки нефти в Китай на 42% ниже тех, по которым возил нефть «ЮКОС».
А вот участников рынка существование «льготников» радует не всегда. Гендиректор «СУАЛ-Транспорта» Борис Чертков не понимает, зачем вводятся исключительные тарифы на экспорт металлов, нефти и удобрений: «Мировые цены на эти товары сейчас высокие, и грузовладельцы могут позволить себе платить по полному тарифу». Впрочем, директор консалтинговой компании TransCare Владимир Ашурков отмечает, что около 20% в стоимости металла приходится на транспортные расходы. «Конечно, сейчас доходность в металлургии растет, но и РЖД повысила тарифы до российских портов на 12, 5%. Так что скидки для металлургов можно рассматривать как компенсацию этого повышения», — говорит он.