Skip to content

Беспределу с тарифами не видно конца

5 мин.

Опубликованно: 24 февраля 2004

Промышленные новости, Руда, Энергоносители

По мнению специалистов, говорить о создании единого тарифного органа в России еще рано. Однако МАП и ФЭК уже вовсю спорят за право создать подобное ведомство.

На прошлой неделе глава МАП России Илья Южанов в очередной раз высказался за создание единого тарифного органа (ЕТО) на базе подконтрольного ему министерства. Для этого, по словам министра, необходимо лишь передать не укладывающиеся в рамки ЕТО функции другим ведомствам. С такой точкой зрения категорически не согласна ФЭК России, также претендующая на роль ЕТО. Специалисты говорят, что если и создавать ЕТО, то на базе ФЭК, которая уже сейчас регулирует большую часть тарифов в стране, хотя и называется энергетической комиссией. Однако по большому счету все эти прения не имеют сейчас особого значения, так как до реального создания единого тарифного органа пока очень далеко. Прежде чем спорить о перераспределении функций регулирования тарифов, необходимо создать единую методику тарифообразования – но пока все ведомства действуют по-своему и менять что-либо не собираются.

Идея создания единого тарифного органа, который бы регулировал все тарифы, обсуждалась в правительстве еще два года назад. Многие сомневались в целесообразности создания столь мощного регулятора, однако президент РФ Владимир Путин счел его создание необходимым и передал полномочия ЕТО Федеральной энергетической комиссии (ФЭК), даже не переименовывая ее. Однако тогда важное словосочетание «естественные монополии» не было включено в описание функций комиссии – это и послужило поводом для дальнейших дебатов. Так, стали поступать предложения передать функции регулирования тарифов в некоторых отраслях в Министерство по антимонопольной политике (МАП). В августе прошлого года указом президента ФЭК получила официальный статус государственного регулирующего органа естественных монополий. Однако это только подогрело интерес оппонентов ФЭК к идее создания ЕТО не на базе энергетической комиссии.

Больше всего функции ЕТО, который будет заниматься регулированием деятельности естественных монополий, хотело бы получить, разумеется, Министерство по антимонопольной политике. Глава МАП России Илья Южанов заявил на днях, что стране необходим такой ЕТО, который бы не зависел ни от естественных монополий, ни от потребителей. ФЭК, по его словам, в своих решениях «зависима от крупных потребителей, угольных и металлургических компаний», а вот МАП подходит на роль ЕТО как нельзя лучше. Для этого только необходимо передать некоторые «лишние» функции в другие ведомства. Так, по мнению г-на Южанова, МАП не должно заниматься лицензированием биржевой деятельности и регулированием тарифов (имеется в виду ценообразование на услуги связи и почты). Отказаться необходимо и от господдержки малого предпринимательства. «Это общеэкономическая функция, и ее место в Минэкономразвития», – отметил министр. МАП же, как предполагается, должно следить за тем, чтобы малому бизнесу не выстраивались дополнительные бюрократические барьеры. Упомянул г-н Южанов и о том, что часть функций по соблюдению закона о рекламе должна быть передана Минпечати, а МАП в области рекламы должно лишь осуществлять контроль за добросовестным использованием товарных знаков и соблюдением прав интеллектуальной собственности. Что касается деятельности МАП по защите прав потребителей, то, по словам министра, она «может быть уменьшена за счет делегирования ряда полномочий муниципалитетам».

Однако, как выяснилось, в ФЭК на этот вопрос смотрят совсем по-другому. «Критика МАП России в адрес ФЭК не имеет под собой никаких оснований хотя бы потому, что полномочия организаций разделены на законодательном уровне и по методам работы являются несовместимыми», – пояснили RBC daily в энергетической комиссии. По мнению сотрудников ФЭК, представители МАП России практически не участвуют в процедуре госрегулирования естественных монополий и не могут объективно судить о качестве этого процесса. Мало того, в ФЭК вообще сомневаются, что МАП является сторонником создания ЕТО, так как все попытки энергетической комиссии внести в правительство проект закона «О государственном регулировании цен (тарифов) в Российской Федерации» (где и предусматривается создание ЕТО) всегда блокировались МАП и Минэкономразвития. Ранее в официальных заявлениях энергетической комиссии даже проходило мнение о том, что действия МАП являются просто пиаровской кампанией накануне административной реформы, в результате которой могут быть существенно пересмотрены функции антимонопольного ведомства.

Опрошенные RBC daily специалисты высказываются скорее в пользу ФЭК. «Создание ЕТО на базе МАП – пожалуй, не самый лучший вариант, – сказал RBC daily президент Института стратегического развития ТЭК Владимир Милов. – Содержательно у этого министерства совершенно иная функция – соблюдение условий конкуренции на рынке. А в случае ЕТО имеется в виду осуществление специфических функций тарифного регулирования». По словам большинства собеседников RBC daily, гораздо логичнее было бы создавать подобный орган на базе ФЭК. «Можно сказать, что единый орган тарифного регулирования уже существует – это ФЭК. Ей все эти функции были переданы больше двух лет назад, и нет смысла создавать другой орган, когда один уже есть, – пояснил RBC daily президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов. – Вне ее компетенции остались лишь немногие сферы (связь, жилищно-коммунальное хозяйство)».

Однако, несмотря на единодушие в вопросе создания ЕТО на базе ФЭК, специалисты считают, что в ближайшем будущем сформировать ЕТО едва ли возможно. «В идеале такой орган, конечно, должен существовать, но эффективность его по сравнению с сегодняшними регуляторами должна быть резко повышена. Должна возрасти и независимость ЕТО от правительства, – считает Владимир Милов. – Но при сегодняшней административной моде на централизацию управленческих функций под контролем правительства создание такого органа маловероятно». Да и само по себе создание ЕТО ничего не значит – появление нового органа саму систему регулирования серьезно не изменит. «Передача функций регулирования тех или иных тарифов здесь не выход, – говорит Георгий Давыдов. – Нужна единая методика регулирования, которая позволит обеспечить согласованное формирование тарифа. Сейчас этого нет». И, как сказал корреспонденту RBC daily один из собеседников, до тех пор пока у нас не появится такая методика, «регулирующие ведомства будут продолжать ругать друг друга на публике, радуясь на самом деле, что вслед за соседом можно тоже поднять тарифы».

Отдел экономики

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...