Индексация железнодорожных тарифов с увеличением на 12%, вступившая в действие с 12 января, грозит Владивостокскому морскому торговому порту (ВМТП) потерей основной составляющей нынешнего грузопотока порта — металла с уральских металлургических комбинатов.
В сентябре прошлого года МПС ввело в действие прейскурант 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами». На первом этапе прейскурант 10-01 не оказал существенного влияния на сложившиеся грузопотоки благодаря введению дополнительного коэффициента 1,12 при экспортных перевозках черных металлов через порт Новороссийск в вагонах общего пользования на расстояния свыше 2300 км и коэффициента 1,1 для российских грузов, следующих через порты Латвии и Эстонии.
Индексация железнодорожных тарифов грозит очередным перераспределением грузопотока.
«Если на 15 сентября 2003 г. расходы уральских металлургов на доставку своих грузов до основных рынков сбыта в Юго-Восточной Азии через порты Дальнего Востока и Черного моря были примерно одинаковыми, то сегодня доставка одной тонны тех же грузов через Черное море на $3 дешевле. Основным рынком сбыта экспортной металлопродукции по-прежнему являются Китай и страны Юго-Восточной Азии, и осуществление отгрузки в эти регионы возможно через порты Владивостока и Новороссийска. В связи с увеличением тарифов на 12% в 2004 г. из-за действующих по прейскуранту 10-01 коэффициентов, учитывающих расстояния перевозок, произошло изменение существующей ситуации. Перевозка металлопродукции через Новороссийск стала более дешевой по сравнению с Владивостоком», — заявил «ЗР» начальник отдела маркетинга ОАО ВМТП Юрий СИДОРЕНКО.
«С введением прейскуранта 10-01 в сентябре прошлого года железнодорожный тариф от уральских меткомбинатов до Владивостока был на $19 дороже, чем до Новороссийска. Сегодня — уже на 22. Мнение о том, что повышение тарифов на перевозку экспортных грузов черных металлов позволит перераспределить грузопотоки из Новороссийска на Дальний Восток, непонятно и абсолютно не аргументировано. Очевидно, что любое последующее увеличение железнодорожного тарифа, без использования дополнительных коэффициентов для порта Новороссийск, будет давать дополнительные преимущества Черноморскому направлению», — считает Ю.Сидоренко.