/Rusmet.ru, Олег Зайцев/ Металлургическая отрасль Турции в последние годы развивается быстрыми темпами. На сегодняшний день страна фактически полностью оправилась от негативных последствий глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов. По данным информационного ресурса SteelOrbis, в течение ближайших пяти лет темпы роста ВВП в Турции составят 5-6%, а национальный строительный сектор будет расти и того быстрее – на 13.6% в год благодаря инвестициям на общую сумму порядка $89 млрд. Все это, бесспорно, создает благоприятные условия для увеличения потребления стальной продукции в стране и дальнейшего развития турецкой металлургии.
Опережающий рост
В последние годы немногие государства мира могут сравниться с Турцией по темпам роста в металлургической отрасли. Так, если в 2000 году в стране было выплавлено только чуть более 14 млн. т стали, то в минувшем году в Турции было произведено рекордное количество металла – 34,1 млн. т, на 17% больше, чем годом ранее. При этом, основной прирост пришелся на плоский прокат, который Турция традиционно импортировала ‒ в частности, из Украины. Выплавка стали в электродуговых печах в прошлом году выросла на 20,9% до 25,3 млн. т, тогда как кислородно-конверторным способом ‒ на 7,2% до 8,8 млн. т. Экспорт стальной продукции увеличился на 4,9% до 18,7 млн. т.
Конечно, тот факт, что 72% металла выплавляется в стране в электродуговых печах, свидетельствует о необходимости крупных поставок лома. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Турция является крупнейшим импортером данного материала в мире: в настоящее время национальный сталелитейный сектор потребляет порядка 30 млн. т лома в год, из которых 21.4 млн. т было закуплено в прошлом году за рубежом.
Впрочем, металлургическая отрасль Турции не намерена останавливаться на достигнутом. И для этого есть все условия: потребление стали в стране стремительно растет. Так, по данным местных экспертов, в текущем году оно увеличится почти вдвое по сравнению с предкризисным 2007 годом, а по сравнению с прошлым годом – примерно на 8-10%. В 2011 году, по данным Ассоциации производителей стали Турции (Turkish Iron and Steel Producers Association ‒ TISPA), потребление стальной продукции в стране выросло на 14,1% и достигло почти 27 млн. т. При этом, в структуре потребления 51% пришлось на длинномерную продукцию, используемую в строительстве, а 49% ‒ на плоский прокат, главными потребителями которого являются автомобилестроение, производство бытовой техники и машиностроение.
Увеличению спроса на сталь в Турции, безусловно, способствуют высокие темпы роста национальной строительной отрасли (более 13% в год) и десятки миллиардов долларов инвестиций в этот сектор, а также развитие других секторов турецкой экономики, в частности, того же автомобилестроения и производства бытовой техники. По мнению турецких аналитиков, потребление стали в стране в текущем году достигнет 29 млн. т.
По словам Вейсела Яйяна, генерального секретаря TISPA, крупные инвестиции, направленные в национальный сталелитейный сектор в последние годы, позволили модернизировать производство, повысить качество продукции, а также существенно расширить экспортные операции. По оценкам специалистов TISPA, в текущем году выплавка стали в стране может увеличиться на 12-15% и достигнуть 38-39 млн. т. Согласно их расчетам, к 2015 году в стране объем выпуска может достигнуть 55 млн. в год, что позволит Турции стать крупнейшим производителем стальной продукции на европейском континенте.
В последние годы турецкая металлургия добилась еще одного важного результата. Еще несколько лет назад порядка 80% стальной продукции, производимой в стране, приходилось на длинномерный прокат, из которого 60% экспортировалось. В то же время, Турция покрывала за счет импорта до двух третей своих потребностей в плоском прокате. В последнее время крупнейшие сталелитейные компании Турции приняли меры по исправлению этого дисбаланса. В 2010 году в строй вступил интегрированный комбинат компании Colakoglu мощностью до 3,5 млн. т стали и 4,5 млн. т плоского проката в год, который на сегодняшний день уже фактически работает на полную мощность. Кроме того, введен в строй прокатный завод MMK-Atakas с объемом выпуска листовой стали до 2,3 млн. т в год, который строился совместно турецкой промышленной группой Atakas и Магнитогорским металлургическим комбинатом (сейчас он полностью принадлежит ММК, выкупившему долю своего партнера). Наряду с вышеуказанными компаниями, в Турции выпуском плоского проката занимаются еще три крупных предприятия ‒ Erdemir, Isdemir и Toscelik.
По оценкам турецких специалистов, Турция сегодня способна самостоятельно удовлетворить свои потребности в плоском прокате, так что страна уже никогда не вернется к тем объемам импорта этой продукции, которые были до кризиса. Боле того, в 2010 году Турция поставила на экспорт около 1,5 млн. т листовой стали, а в прошлом году, по данным турецкой таможни, ‒ более 1.7 млн. т. В начале текущего года генсек TISPA Вейсел Яйян оптимистично заявил, что к 2013 году Турция может стать нетто-экспортером плоского проката: к тому времени производство листа достигнет 18.5 млн. т, а к 2015 году – 20 млн. т. Впрочем, многие эксперты осторожно относятся к этим заявлениям: в настоящее время Турция располагает мощностями по выпуску 16 млн. т плоского проката, однако в прошлом году его было произведено не более 10 млн. т, хотя потребление этого вида продукции в 2011 году достигло 13.2 млн. т.
Ограниченные возможности
Несмотря на наличие избыточных мощностей по производству 6 млн. горячекатаных рулонов, Турция продолжает импортировать до 3-4 млн. т этой продукции в год. Украинским и российским поставщикам пока еще удается выигрывать конкурентную борьбу с турецким производителями листовой стали за счет предложения более низкой цены на свой металл (в прошлом году Россия экспортировала в Турцию 806 тыс. т плоского проката). «Конечно, львиная доля нашей листовой стали пока не может конкурировать в цене с дешевой продукцией из России и Украины, тем более, что у них издержки производства ниже, чем у нас, как и расходы на морские перевозки из российских и украинских портов в турецкие порты на Черном море. Кроме того, сталелитейная отрасль Турции сильно зависит от импортных поставок сырья, в частности, лома и железной руды, а также энергоресурсов. Для исправления ситуации нужны новые инвестиции в производство качественного плоского проката с дальнейшим снижением затрат на его производство», ‒ поясняет турецкий аналитик Metal Bulletin.
По оценкам коммерческого директора MMK-Atakas Андрея Пархомчука, с 2011 по 2015 годы в Турции будут запущены новые прокатные и сталеплавильные предприятия общей годовой мощностью до 15 млн. т плоского проката. «Думаю, однако, что в Турции найдется место тем производителям из СНГ, которые будут готовы инвестировать в рынок металлопроката. Они могут продавать дешевый продукт и выигрывать за счет низких затрат или найти свою уникальную нишу. Например, предлагать марки стали, которые обычно не производятся в электропечах (в Турции преимущественно развивается эта технология). Но в любом случае невозможно будет просто продавать рулоны, так как рынок требует более глубокой степени переработки. Необходимо инвестировать в перекатные мощности и сервисные центры, но я пока не видел подобных анонсов от украинцев и россиян», ‒ говорит Пархомчук.
На что могут рассчитывать российские и украинские металлурги на турецком направлении в ближайшей перспективе? Ситуация здесь на сегодняшний день не самая радужная: по данным украинского Минэкономразвития, поставки листа на рынок Турции упали с 2,3 млн. т в 2007 году до менее 1 млн. т в 2010-том. В ближайшее время экспорт плоского проката в страну может снизиться до нескольких сотен тысяч тонн в год. К тому же, против украинской и российской продукции в Турции действуют защитные пошлины в размере 5-9. По мнению экспертов, металлургия становится одной из основ экономической независимости Турции от Запада, и Анкара продолжит развивать отрасль и замещать импорт.
Турция уже выступает как основной конкурент украинской металлургии, причем, не только на собственном рынке, как ранее, но и во всем регионе Европа – Ближний Восток. Украинская сталь выигрывает за счет более дешевой электроэнергии и топлива. Но Турция научилась более экономно отправлять свою продукцию потребителям, снизив логистические затраты на тонну продукции почти в два раза по сравнению с украинскими. Вот и получается, что более дешевый украинский прокат проигрывает в конечном итоге турецкому. Поэтому на турецком направлении, как, впрочем, и на других, украинским и российским металлургам надо делать ставку на качественную, но недорогую продукцию и грамотный маркетинг.
С другой стороны, в 2011 году Турция снова увеличила импорт металлопродукции почти 30% до $20 млрд., что связано с растущим внутренним спросом на металл. Кроме того, Россия и Украина продолжают оставаться одними из крупнейших поставщиков сырья для турецкой металлургии – из этих стран в Турцию поступает руда, чугун, полуфабрикаты. На фоне роста потребности турецких производителей в сырье вполне вероятно увеличение спроса с их стороны на украинский и российский товарный чугун и лом черных металлов.
Однако в текущем году и в ближайшей перспективе возможности экспорта плоского проката из Украины и России в Турцию, скорее всего, ухудшатся по сравнению с докризисными показателями. Возможно, в дальнейшем увеличение потребления стальной продукции в Турции позволит снова нарастить поставки, хотя их объем уже вряд ли когда-нибудь превзойдет уровень 2007-2008 годов. Проще говоря, украинские и российские металлурги не будут выбиты с турецкого рынка, но их доля на нем действительно может сократиться.
Ключевые проекты
Если давать оценку новым проектам в металлургической отрасли Турции, то начать, видимо, следует с завода MMK-Atakas ‒ совместного предприятия ОАО «Магнитогорский МК» и группы Atakas (Турция) мощностью 2,3 млн. плоского проката в год. Этот сталелитейный завод, использующий в качестве сырья лом, был построен с нуля в турецком городе Искендерун и введен в эксплуатацию в марте 2011 года, а общие инвестиции в проект составили около $2,1 млрд. ММК в октябре прошлого года приобрел 50%-ную долю семьи Атакаш за $475 млн. В составе предприятия действуют собственный порт и сервисный металлоцентр (г. Стамбул), где функционируют линии по оцинкованию и нанесению полимерного покрытия.
После запуска в июле прошлого года агрегата непрерывного горячего цинкования мощностью 450 тыс. т на предприятии в Стамбуле строительство металлургического комплекса MMK-Atakas полностью завершилось. В целом производственные мощности MMK-Atakas представлены линиями по производству 2,3 млн. т г/к проката, 750 тыс. т х/к рулонов, 900 тыс. т проката с цинковым и 400 тыс. т с полимерными покрытиями.
Между тем, в феврале текущего года появилась информация о том, что ММК может продать 50%-1 акцию в турецком подразделении. Российской металлургической компании нужны средства для реструктуризации долгов, образовавшихся после покупки за $538 млн. австралийской железорудной компании Flinders Mines. По данным агентства Platts, потенциальным покупателем актива выступает турецкая фирма Tosyali, которая уже владеет в районе Искандеруна рядом связанных с производством стали предприятий, в том числе собственным сталелитейным заводом мощностью 2 млн. т в год. Также Tosyali производит трубы и арматуру, поэтому ее интерес к вышеуказанному активу, как считают многие специалисты, вполне понятен и оправдан.
А пока компания Tosyali подписала в начале текущего года соглашение с японской фирмой Toyo Kohan о создании совместного предприятия Tosyali—Toyo Celik по строительству на юге Турции близ города Османие завода по производству плоского проката. Предполагается, что продукция нового предприятия будет поставляться турецкой автомобилестроительной промышленности, предприятиям по выпуску бытовой техники, а также производителям баночной тары под прохладительные напитки. Некоторую часть металла планируется экспортировать на рынки Европы, Ближнего Востока и Северной Африки.
Тем временем, ряды турецких компаний, намеревающихся начать производство плоского проката, могут пополниться за счет фирмы Yucel Boru ve Profil Endustrisi, планирующей инвестировать средства в строительство завода по производству г/к рулонов мощностью 3 млн. т в районе города Гебзе. Предполагается, что производство здесь может быть начато в 2014 году, однако сроки реализации проекта и остальные его детали пока окончательно не определены. В первую очередь, новый проект рассчитан на то, чтобы обеспечить подкатом два завода по производству сварных труб, которыми располагает компания Yucel Boru ve Profil Endustrisi (900 тыс. т суммарно). Однако, учитывая, что возможности прокатного стана будут намного превосходить потребности, становится очевидным, что Yucel Boru ve Profil Endustrisi рассчитывает выйти на рынок с г/к рулонами.
Между тем, наряду с расширением мощностей по производству плоского проката, турецкие металлурги намерены реализовать ряд проектов по увеличению выпуска других видов стальной продукции. Так, компания Izmir Demir Celik Sanayi A.S. (IDC) планирует в сентябре текущего года запустить сортопрокатный стан мощностью 400 тыс. т по производству широкополочной балки на своем заводе в городе Измир. Близится к завершению и реализация контракта, подписанного в прошлом году между турецким металлургическим комбинатом Kardemir и швейцарской компанией Concast на поставку МНЛЗ мощностью 1,2 млн. т по производству квадратной заготовки и блюмов, что позволит расширить сталеплавильные мощности Kardemir до 2,4 млн. т. По словам представителя Concast, полностью завершить проект планируется к августу 2012 года. Кроме того, в следующем году Kardemir (один из крупнейших в Турции производителей сортового проката) намерен ввести в эксплуатацию пятую доменную печь и довести объем выплавки стали до 3 млн. т в год.
Наконец, турецкая компания Kibar Holding и южнокорейский сталелитейный гигант Posco анонсировали в конце прошлого года планы по строительству в западной турецкой провинции Коджаэли металлургического завода по производству нержавеющего холоднокатаного проката. Инвестиции в проект оцениваются в $350 млн. Предприятие планируется ввести в эксплуатацию в апреле 2013 года. Изначально здесь будут производить порядка 200 тыс. т продукции в год, однако постепенно этот показатель вырастет до 1 млн. т. Предполагается, что благодаря вводу в строй этого объекта импорт нержавеющего проката в Турцию в 2013 году снизится на 40%.
По материалам Steel Business Briefing, Metal Bulletin, MEPS International, Reuters, SteelOrbis, News Date, «Экономические известия», «Укррудпром», «Металл-Курьер», «МинПром»