Глава ОАО РЖД Олег Белозеров выступил против идеи президента «Ростеха» Сергея Чемезова об унификации ремонта вагонов. Он считает, что могут возникнуть риски монополизации ремонтного рынка, ограничения курсирования отремонтированных вагонов по странам с российской шириной колеи, а также удорожания ремонтов. В качестве альтернативы ОАО РЖД и Минтранс предлагают не распространять новые правила на вагоны, выпущенные до августа 2014 года.
Как выяснил “Ъ”, ОАО РЖД выступает против предложения главы «Ростеха» Сергея Чемезова ввести единый порядок ремонта для подавляющего большинства вагонных тележек в РФ. Эту идею исходно выдвинул Уралвагонзавод (УВЗ, входит в «Ростех»). Мнение ОАО РЖД изложено в письме гендиректора компании Олега Белозерова министру транспорта Евгению Дитриху от 19 июля и в проекте письма курирующему отрасль вице-премьеру Максиму Акимову (“Ъ” видел оба документа).
УВЗ с 2017 года внедряет собственную ремонтную документацию на свою тележку 18–100 и ее аналоги от других производителей. Сейчас, говорится в письме, в странах с «российской» шириной колеи 1520 мм используется около 1,4 млн грузовых вагонов с тележкой 18–100 и аналогами, это 90% парка. Завод подготовил для 18–100 новую ремонтную документацию (РД), исключающую взаимозаменяемость деталей между ней и аналогами. Другие участники рынка сопротивляются, опасаясь убытков и ограничения конкуренции в ремонтах, а также разобщения железнодорожных администраций стран 1520, технически работающих по единым правилам. Сейчас ремонты регулируются документом, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту стран Содружества (все страны 1520), действительным в том числе для ряда стран Евросоюза и НАТО.
В начале июля глава «Ростеха» Сергей Чемезов написал письмо Владимиру Путину с просьбой поддержать позицию УВЗ и привести документы совета в соответствие с правилами ЕАЭС и Таможенного союза (ТС), президент поручил ее «рассмотреть и поддержать» (см. “Ъ” от 18 июля). По данным источников “Ъ”, 20 июля вопрос обсуждался на совещании у замминистра транспорта Алана Лушникова, следующее обсуждение намечено на 27 июля.
Олег Белозеров сообщает, что применение РД УВЗ к вагонам и запчастям, выпущенным в обращение до 2 августа 2014 года (когда вступил в силу требующий ее разработки техрегламент ТС), «не регламентировано никакими нормативными правовыми актами» и «требует юридической проработки». Применение РД УВЗ, пишет он, влечет риски ограничения работы отремонтированных вагонов в международном сообщении, увеличения простоя в ремонте, его удорожания, монополизации рынка запчастей. Дополнительные затраты только вагоноремонтных предприятий ОАО РЖД могут составить 1,4 млрд руб. По мнению топ-менеджера, РД УВЗ должна быть проведена через Минтранс и утверждена советом. В проекте письма Максиму Акимову (его статус в ОАО РЖД и аппарате вице-премьера не уточнили) предлагается сохранить действующий порядок ремонта для тележек, выпущенных до августа 2014 года.
В Минтрансе подтвердили получение письма. Участник совещания в министерстве говорит, что Минтранс также выдвигает предложение о применении РД УВЗ только для тележек вагонов, выпущенных после 2 августа 2014 года. В Союзе операторов железнодорожного транспорта разделяют опасения ОАО РЖД и поддерживают его позицию. В ОАО РЖД комментариев не дали, в аппарате господина Акимова ожидают предложений Минтранса и Минпромторга. В Минпромторге не ответили “Ъ”. Источник, знакомый с позицией министерства, отмечает, что рост количества неисправностей на сети «во многом обусловлен низким качеством ремонта 18–100». Многие документы совета, относящиеся к ремонту, не соответствуют законодательству ЕАЭС, что «напрямую влияет на уровень безопасности», добавляет он. Министерство требует привести их в соответствие, а акты Минтранса, вводящие решения совета в РФ, согласовывать с Минпромторгом. На УВЗ с тезисами и предложениями Олега Белозерова не согласны и разделяют позицию Минпромторга.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает рациональным применение РД УВЗ только к вагонам выпуска после 2 августа 2014 года. Это, поясняет эксперт, позволит протестировать использование РД на ограниченном количестве парка (примерно 96 тыс. единиц), снизив риски усиления дефицита и нового витка роста стоимости запасных частей: цены на комплектующие для вагонов в РФ уже серьезно выросли, в том числе на крупное вагонное литье — вдвое.