К 2005 г. партнеры рассчитывают ежегодно собирать из заволжских моторокомплектов двигатели на сумму более $300 млн. Аналитики считают закономерным, что ЗМЗ пытается развиваться за счет освоения новых рынков.
Заволжский моторный завод (ЗМЗ, Нижегородская обл.) производит 17% автомобильных двигателей в России. В 2002 г. выпустил около 250 000 двигателей, из них 3000 — дизельные. Выручка составила 6,8 млрд руб. , чистая прибыль — 804 млн руб. Более 70% акций ЗМЗ принадлежит компании «Северсталь-авто».
Как рассказал «Ведомостям» финансовый директор ЗМЗ Александр Конюхов, завод решил наладить производство своих дизельных двигателей в Китае: «Мы умеем делать хорошие дизельные двигатели, но в России круг их покупателей ограничивается Ульяновским и Горьковским автозаводами. Поэтому мы решили осваивать китайский рынок». Менеджеров ЗМЗ не смущает, что в Китае более 100 автозаводов и несколько десятков производителей двигателей. Представитель «Северсталь-авто» поясняет, что ЗМЗ в этой стране будет специализироваться на дизельных двигателях объемом от 2 л до 3 л, предназначенных для микроавтобусов, небольших грузовиков и внедорожников. А в этом сегменте, по его мнению, конкуренция небольшая: выпускается около 400 000 двигателей, и, по прогнозам, их потребление будет расти на 20% в год.
Как рассказывает Конюхов, Заволжский завод пригласили к сотрудничеству сами китайцы — компания Yunnei, которая делает двигатели для группы Changan, четвертого в Китае автопроизводителя. Yunnei выпускает 170 000 двигателей ежегодно, однако они не соответствуют экологическим нормам «Евро-2», которые начнут действовать в Китае в следующем году. Сейчас ЗМЗ и Yunnei занимаются созданием совместного предприятия, в котором ЗМЗ рассчитывает получить контрольный пакет.
Уже в 2005 г. партнеры планируют собирать на площадке Yunnei из моторокомплектов ЗМЗ 150 000 дизельных двигателей в год на сумму более $300 млн. Столь амбициозные планы финансовый директор ЗМЗ называет вполне продуманными. «Во-первых, рынок дизелей в Китае растет. Во-вторых, наши двигатели соответствуют «Евро-2» и модифицируются под стандарты «Евро-3» и «Евро-4″. А в-третьих, двигатель будет стоить около $2100 — 2200, т. е. в полтора раза дешевле, чем у других производителей, собирающих двигатели в Китае», — говорит Конюхов. Получить информацию о новом проекте в китайской Yunnei «Ведомостям» вчера не удалось.
«Если у ЗМЗ в Китае действительно будет такое сногсшибательное соотношение цены и качества двигателей, как они заявляют, то, скорее всего, проект будет весьма успешным. Китай — очень емкий и быстро растущий рынок. А в России дизели от ЗМЗ востребованы только дружественным ему УАЗом, а также ГАЗом, который параллельно сотрудничает c Iveco», — говорит аналитик «Тройки Диалог» Андрей Кормилицын. Пресс-секретарь «Руспромавто» (компания намеревается начать собирать в Китае «ГАЗели») Владимир Торин говорит, что рад за ЗМЗ. «В Китае выгодно открывать сборочное производство, потому что на ввоз готовой продукции автопрома высокие пошлины. Если мы начнем работать в Китае, не исключено, что будем оснащать машины двигателями, которые будет делать в Китае ЗМЗ», — отмечает он.