3 февраля 2020 года был завершен этап публичного обсуждения Проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», подготовленного Федеральной Антимонопольной Службой (ФАС России).
Проектом постановления, размещенном на официальном сайте https://regulation.gov.ru/projects#departments=41&StartDate=30.12.2019&EndDate=3.2.2020&npa=98466 , вносятся изменения в Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. № 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения», а также в Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения».
В частности, Проект постановления предполагает отчуждение лома черных и цветных металлов компаниями с государственным участием исключительно на бирже.
Ассоциация НСРО «РУСЛОМ.КОМ» собрала мнения участников отрасли, подготовила взвешенную позицию и направила отзыв в соответствующие органы государственной власти.
По мнению членов Ассоциации, предлагаемый Проект постановления носит значимый характер для всей отрасли. На рынке четко прослеживается тенденция увеличения объемов государственного лома. По прогнозам Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ» на долю госкомпаний к 2025 году, с учетом складывающейся структуры экономики, может приходиться от 30% лома и отходов черных металлов и от 60% лома и отходов цветных металлов.
Рассматриваемые поправки могут стать решающими для всего рынка лома уже в ближайшие годы. Введение обязанности лиц участвовать в биржевых торгах является кардинальным фактором перенастройки всех хозяйствующих субъектов и экономических связей. Основными рисками при введении новых инструментов регулирования рынка является сокращение объема лома на рынке и нестабильность его поставок. Поэтому крайне важно наличие адаптационного периода для регулируемой отрасли. Так, в частности, по информации от Биржевого комитета ФАС России настройка системы биржевых торгов по минеральным удобрениям заняла более 2-х лет, по лесопромышленному комплексу более полутора лет, по углю и нефтепродуктам такой же период. В указанное время продажа на бирже имела добровольный характер.
«Ассоциация выступает за повышение прозрачности отчуждения лома госкомпаниями, вовлечения этого стратегического сырья в повторный хозяйственный оборот и поддерживает идею системного подхода. В основе должна лежать единая система учета металлофонда, по отношению к которой необходимо установить нормативы образования лома. Именно система учета должна быть основой предполагаемых структурных изменений», — подчеркнул директор РУСЛОМ.КОМ Виктор Ковшевный.
Отсутствие системы учета образуемого лома и отходов металлов на госпредприятиях потворствует распространению полулегальных и нелегальных схем продажи. Возможно формирование заведомо нерыночных условий на торгах с целью фальсификации реального объема продажи. Неучтенный государственный лом может реализовываться на нелегальных площадках.
При этом нормирование, напротив, окажет положительное влияние на отрасль. На основе нормативов возможно формировать планы загрузки производств, планировать необходимые инвестиции в их модернизацию. Это существенным образом влияет и на стоимость конечной продукции.
Кроме того, лом не обладает признаками биржевого товара, а на рынке отсутствует единая система стандартизации лома. В зависимости от вида и структуры представленного лома, цена разных партий может значительно различаться. Это является важным препятствием для введения биржевого инструментария для ценообразования.
Основным документом, который регулирует вопросы отчуждения государственного имущества, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Закон о приватизации). Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе, при этом открытость и платность обеспечивается путем организации публичных аукционов, проводимых для федеральной собственности, специализированными организациями (пункт 1 статьи 6, статьи 18 Закона о приватизации, абзац второй пункта 4 статьи 447 ГК РФ), возможность отчуждения госимущества не была предусмотрена. Дело в том, что аукцион предполагает движение цены только вверх. Если имущество ликвидно и за один предмет борются несколько участников, то это гарантировано приводит к повышению цены реализации и росту дохода государства. Биржа предполагает возможность падения и произвольного снижения цен.
Таким образом, для создания взаимовыгодных и приемлемых для всех участников рынка условий при реализации лома госкомпаний, исключения риска всевозможных злоупотреблений, требуются ответы на указанные выше вопросы, включая определение порядка внедрения системы учета лома, оптимизации стандартов на лом и применение опыта торговли ломом на электронных торговых площадках.
Источник
Ассоциация НСРО «РУСЛОМ.КОМ»