Возможно, МПС стремится поставить перевозчиков в равные условия, а компании, близкие к бывшему руководству ведомства, лишить привилегий. Впрочем, аренда перестала быть прямым заработком МПС — доходы от нее в 2002 г. будут поступать в бюджет.
Телеграмму о пересмотре договоров аренды замминистра путей сообщения Сергей Гришин подписал 1 февраля 2002 г. Это решение мотивируется «увеличением расходов на содержание грузовых вагонов и установленными фактами нарушений требований МПС». С самим Гришиным связаться не удалось, а представитель МПС пояснил «Ведомостям», что ведомство «пересматривает наследие прежнего руководства».
По мнению гендиректора компании «СУАЛ-Транспорт» Бориса Черткова, именно условия, на которых арендуются вагоны, традиционно определяли конкурентоспособность компаний-перевозчиков. «Решения по тарифам аренды принимались министерскими чиновниками в индивидуальном порядке. Безусловно, были перегибы, отдельные компании получали ставки ниже рыночных», — говорит Чертков. По его данным, разброс назначаемых ставок за аренду полувагона составлял от $3 до $15 в сутки. Как рассказывал ранее «Ведомостям» руководитель компании — перевозчика химических грузов, конкурировать с приближенными к МПС операторами, которым вагоны парка МПС достаются по цене вчетверо ниже рыночной, экономически бессмысленно.
Рыночная же цена аренды, по оценке директора Ассоциации собственников подвижного состава Софьи Катковой, колеблется от $10 до $15 в сутки за универсальный вагон и от $15 до $20 в сутки — за цистерну. По данным МПС, в аренде находится 36 000 вагонов из общего парка (МПС и частного) в 460 000 единиц. По оценкам участников рынка, доходы МПС от сдачи вагонов в аренду превышают $100 млн в год. Видимо, с приходом нового министра в МПС возникло ощущение, что эту цифру можно увеличить, проведя инвентаризацию арендных отношений. Впрочем, по мнению главы ассоциации транспортников Георгия Давыдова, причина пересмотра «правил игры» в другом — аренда перестала быть выгодным для МПС механизмом. С 2002 г. правительственные чиновники приравняли аренду вагонов к аренде госимущества, и средства от нее должны поступать в федеральный бюджет, а не МПС.
Участники железнодорожного рынка воспринимают новацию МПС с настороженностью. «Нельзя менять правила игры на рынке простой телеграммой», — говорит глава компании «Балттранссервис» Владимир Прокофьев. Его компании, считавшейся близкой к предыдущему министру, уже коснулся передел собственности — на основании подобной телеграммы МПС в одностороннем порядке расторгло договоры об аренде локомотивов, вынудив оператора поднять свои расценки.
Замминистра антимонопольной политики Анатолий Голомолзин заявил «Ведомостям», что МАП намерен рассматривать вопрос о соответствии действий МПС по пересмотру договоров антимонопольному законодательству.
Впрочем, помимо кнута железнодорожники приготовили своим клиентам еще и пряник. Пересмотрев условия аренды, они намерены наконец-то запустить в действие разработанную МАПом методику расчета инвестиционного тарифа для компаний, которые вкладывают средства в капремонт вагонов и покупку нового подвижного состава.