По мнению эксперта Русмет Дмитрия Стукалова самый легкий метал все еще трудно добыть. Преимущества литий-ионного аккумулятора оценили пользователи телефонов и электромобилей во всем мире. Быстрая зарядка и большая емкость таких аккумуляторов делают их незаменимыми в современном мире. При этом литий не так просто добыть, и до сих пор мир сталкивается с проблемами не только технического характера при его добыче.
В Южной Америке есть территория размером с Калифорнию, которую называют «литиевой Саудовской Аравией» – на неё приходится около 55% известных мировых месторождений этого металла, ключевого компонента батарей для электромобилей.
Китайский автогигант BYD Co в начале 2022 г. выиграл госконтракт на освоение ресурсов на этой территории, однако, влияние работ на местное водоснабжение вызвало негатив у местных жителей. Иск против результатов аукциона подала одна из двух деревень коренного народа атакаменьо.
Так называемый «литиевый треугольник» охватывает части Чили, Боливии и Аргентины. С начала 2021, в бум спроса на литий (+750% в цене лития), Южная Америка может стать основным «узким местом» для роста производства электромобилей. Боливия уже национализировала свою литиевую промышленность, но много этого металла не произвела.
В Чили производство лития жестко контролируется государством с 70-х годов. Военная диктатура генерала Аугусто Пиночета объявила его стратегическим ресурсом, поскольку он является компонентом ядерных бомб. Новая конституция в этой стране ужесточит экологические правила и закрепит права коренных народов на добычу полезных ископаемых. По данным Геологической службы США Чили добывает 140 тыс. тонн минерала в год и является крупнейшим его производителем в мире, после которого следует Австралия.
В мире три основных региона добычи лития — Южная Америка, Австралия и Китай. В Южной Америке его добывают из твердых горных пород. Здесь он содержится в солёной подземной воде, которая испаряется под воздействием солнечных лучей после закачки в большие искусственные водоёмы. Минус подхода в количестве времени, необходимом для строительства проектов, – около восьми лет.
Заместитель министра горнодобывающей промышленности Чили Вилли Крахт заявил, что для производства одной тонны чилийского лития требуется до 2 800 кубометров воды, в то время как для производства тонны меди требуется 70 кубометров. В результате добычи некоторые местные лагуны пересохли, что нанесло ущерб популяции диких фламинго, которые питаются креветками и строят там гнезда.
Канадская LiCo Energy Metals в 2017 году приобрела участок на Салар-де-Атакама, огромной соляной равнине, окружённой заснеженными горами, бывшими вулканами. Когда же пришло время бурить скважину через покрытую соляной коркой поверхность, жители перекрыли дороги в знак протеста, ссылаясь на экологические проблемы. Через два года компания ушла из Чили.
Государственное агентство сдает свои земли в аренду, но ограничивает добычу. Для экспорта также требуется специальное разрешение от государственного агентства по ядерной энергетике. Американская Albemarle Corp. подписала в 2016 году новый контракт, согласно которому она должна выплачивать роялти в размере до 40%. Компания также должна предоставлять до 25% производимого лития по низкой рыночной цене компаниям, перерабатывающим его внутри страны.
Приход к власти в Латинской Америке новой группы левых лидеров еще больше усложнит разработку лития. Требования правительств могут сделать ее слишком дорогой и труднодоступной для зарубежных инвесторов.
Примером убийства кур, несущих золотые яйца, является Боливия. В 2008 году правительство Боливии создало государственную литиевую компанию Yacimiento de Litio Bolivianos, или YLB. Боливия потратила около $900 млн на строительство завода и других объектов инфраструктуры для добычи лития на продуваемой всеми ветрами соляной равнине Уюни в Потоси, беднейшем штате Боливии, где испанская империя когда-то добывала серебро. Спустя годы производство практически не ведется — по данным YLB, в 2021 году Боливия произвела всего 540 тонн карбоната лития (столько, сколько Чили производит за полтора дня). Городок на краю соляной равнины Рио-Гранде в Боливии пустует, а молодые люди, не найдя работы, мигрируют в Чили.
Позитивным примером в Южной Америке является Аргентина, которая до сих пор была более открыта для частных инвестиций. С компаниями там заключаются соглашения о стабильности налогового режима и ослабляются некоторые меры валютного контроля. В страну хлынул поток инвесторов, в том числе Rio Tinto PLC, китайский производитель батарей Ganfeng Lithium Co. и французская транснациональная компания Eramet SA. Toyota владеет долей в местном проекте, а Ford и BMW заключили сделки на поставки аргентинского лития.
Сейчас в Аргентине всего два литиевых рудника, однако к 2031 году их панируется увеличить до 19. Аргентина, однако, не разрабатывает другие перспективные ресурсы, включая массивное месторождение сланцевого газа на юге страны. Аргентина, также, отстаёт в строительстве энергетической инфраструктуры, необходимой для обеспечения энергией её новых литиевых проектов. Экономическая нестабильность в Аргентине может подорвать разработку лития в стране в любой момент. /Русмет, Кошман Б./
По материалам: The Wall Street Journal