Skip to content

За все хорошее против всего плохого

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Европейская
металлургическая отрасль, на протяжении последних пяти лет находящаяся в
глубоком кризисе, наконец-то, получила поддержку со стороны властей Евросоюза.
Европейская комиссия 11 июня обнародовала «План действий по стали» (
EU Steel Action Plan), подготовленный
под руководством еврокомиссара по промышленности Антонио Таяни.

Как указывают авторы
«Плана действий», металлургическая промышленность играет важную роль в
региональной экономике. Даже сейчас, после без малого пяти лет кризиса, в ней
занято около 360 тыс. человек – более 1,2% от общего числа занятых в
европейской индустрии. Объем выплавки стали в ЕС составил в прошлом году
немногим менее 170 млн. т, а совокупный объем продаж компаний сектора
оценивается примерно в 150 млрд. евро.

Между тем, отрасль
находится на спаде. Реальное потребление стальной продукции в ЕС в 2012 году
было на 27% меньше, чем в докризисном 2007-ом. Производство стали снизилось в
прошлом году на 4,5% по сравнению с 2011 годом, а по итогам первых четырех
месяцев текущего года спад составил 5,6%. Избыток мощностей в отрасли
оценивается, по меньшей мере, в 30-50 млн. т в год.

Как отмечается в
«Плане действий», из-за высокой стоимости сырья, природного газа и
электроэнергии затраты европейских металлургических компаний выше, чем у их
конкурентов. В частности, средняя себестоимость выплавки тонны стали в доменных
печах в ЕС составляет $505 в Восточной и Центральной Европе и $507 в Западной.
Это примерно соответствует показателям США ($504) и Украины ($503), но на 28%
превышает затраты российских компаний ($396 на т стали). Еще больший разрыв,
достигающий 33-42%, отмечен в себестоимости производства горячего проката в ЕС
и России. В то же время, выплавка стали в западноевропейских электродуговых
печах обходится только на 19% дороже, чем в Бразилии и на 14% – чем в Украине.

Достаточно серьезной
проблемой для европейских металлургов являются так называемые регуляторные
затраты, вызванные необходимостью выполнения европейского законодательства – в
частности, в области охраны окружающей среды. В принципе, сами по себе они
невелики – немногим менее 10,7 евро за тонну стали у предприятий, оснащенных
доменными печами и 17,4 евро за т у мини-заводов, но из-за низкой прибыльности
большинства компаний отрасли в 2011-2012 году эти расходы достигали порядка 30%
от среднего показателя
EBITDA в пересчете на
тонну выплавленной стали.

Итак, проблемы
отрасли ясны. Но как же их решать? В преамбуле нынешний «План действий»
сравнивается с Планом Давиньона от 1977 года, последней по времени
антикризисной программой Евросоюза в металлургической промышленности. Однако на
самом деле между этими программами, разделенными 36-летним промежутком, нет
ничего общего, кроме проблем, которые они были призваны решать.

В середине 70-х
европейская металлургическая отрасль столкнулась с сильнейшим кризисом
перепроизводства, вызванным падением спроса на прокат в регионе после нефтяных
шоков, и резким падением цен. Член Еврокомиссии от Бельгии Этьен Давиньон
предложил усилить государственное вмешательство в отрасль. Предусматривалось, в
частности, регулирование цен, установление квот на выплавку стали в странах ЕС,
проведение скоординированной государственной политики по закрытию устаревших
заводов и поддержке конкурентоспособных, финансирование программ
переквалификации для сотрудников ликвидируемых предприятий, стимулирование
слияний и поглощений и ряд других мер. Эта программа не была выполнена
полностью и открыто саботировалась в некоторых странах, но она все же помогла
отрасли пережить кризис и стать более конкурентоспособной на мировом уровне.

«План действий» от
2013 года составлен с позиции современного либерального капитализма. В нем не
предусмотрено никаких обязательных мер, только рекомендации правительствам по
смягчению социальных последствий закрытия металлургических предприятий и ряд
благих пожеланий – в частности, в отношении проблемы высоких затрат на
электроэнергию и газ – важнейшей для европейских металлургов.

В документе
констатируется, что политика Евросоюза, направленная на сокращение выбросов
углекислого газа и всемерное стимулирование «зеленой» солнечной и ветряной
энергетики приводит к росту тарифов на электроэнергию в кратко- и среднесрочном
плане. Однако все, что может предложить по этому поводу Еврокомиссия, – это
посоветовать странам-членам найти возможность снижения затрат на субсидирование
«зеленых» тарифов для компаний энергоемких отраслей. Постулируется, что
сокращению на цен на газ и тарифов на электроэнергию будет способствовать
создание единого конкурентного энерго- и газового рынка в масштабах всего
Евросоюза. Это так, но для этого нужна соответствующая инфраструктура, затраты
на строительство которой оцениваются в сотни миллиардов, а то и в триллионы
евро.

Программа уделяет
немалое внимание внешнеторговым вопросам. К счастью для отечественных
металлургов, для которых ЕС является одним из крупнейших рынков сбыта, в ней
содержатся только призывы к обеспечению максимально свободной торговли сталью и
металлургическим сырьем в мировом масштабе. При этом, Россия названа в качестве
одной из стран, препятствующих экспорту сырья (очевидно, таковой можно признать
и Украину, де-факто прекратившую вывоз металлолома). Также Еврокомиссия обещает
принять меры против демпинга и незаконного стимулирования экспорта стальной
продукции, однако весь пафос этого раздела направлен против Китая.

Правда, в «Плане
действий» также указано, что Европейская комиссия будет выступать за разработку
и внедрение международных стандартов в области защиты окружающей среды и борьбы
с неблагоприятными климатическими изменениями. Очевидно, европейские власти
пока не готовы вводить санкции против иностранных компаний, не придерживающихся
европейских стандартов, но в документе заявляется о намерении защитить интересы
региональных металлургов, конкурентоспособность которых на мировом рынке
страдает из-за необходимости выполнения более жестких требований в ЕС.

В целом, большинство
специалистов отнеслись к «Плану действий» без особого энтузиазма, отметив, что
в нем отсутствуют какие-либо конкретные предложения, направленные на решение
таких актуальных проблем, как избыток мощностей в отрасли, падение спроса и
ограниченный доступ к финансированию. Таким образом, в ближайшие месяцы в
европейской металлургической отрасли, очевидно, не произойдет никаких
существенных изменений. Правда, заявлено о создании новой Группы высокого
уровня, которая должна будет отслеживать ход выполнения рекомендаций, указанных
в «Плане действий», но свои выводы и предложения она представит не раньше, чем
через год.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...