В первую пятницу октября Российский фонд федерального имущества проведет торги по продаже единым лотом акций ОАО «Эльуголь» (68,86%) и ОАО «Якутуголь» (75% минус одна акция), а также недостроенного участка железной дороги Улак-Эльга протяженностью 350 км (сейчас проложено около 60 км). Стартовая цена этого великолепия — около $1,8 млрд, и в качестве основного условия, возлагаемого на покупателя, оговорен ввод в эксплуатацию железной дороги Улак-Эльга не позднее 30 сентября 2010 года.
Не лот, а мечта любого крупного промышленника: и уголь, и ветка к БАМу в одном флаконе.
Список участников конкурса еще не до конца укомплектован — прием заявок завершится в начале этой недели. Тем не менее официально выразили интерес «Мечел», «АЛРОСА», «Базовый элемент», Evraz Group. Свою готовность к торгам выказывают и иностранцы: по данным Республиканской инвестиционной компании, участвующей в организации торгов, угольными активами очень интересовались швейцарцы (Glencore), японцы (Sumitomo, Mitsui, Nippon Steel), корейцы ( LG International, Posco). Но «защитники отечественного производителя» не дремлют: по условиям аукциона иностранные концерны могут участвовать в нем либо через российские компании, либо через консорциум с одной из них. В двадцатых числах сентября стало известно, что международное консалтинговое агентство Baker & McKinsey уже неделю проводит ознакомление со всей документацией по конкурсу на «якутские богатства» в интересах своего клиента — компании Arcelor Mittal, героя прошлогоднего международного корпоративного скандала. Концерн Arcelor Mittal возвращается в Россию. Что ждет индийского гостя в нашем прохладном инвестиционном климате?
Чуть более года назад деловые СМИ готовились порадовать свои аудитории сенсационной информацией о слиянии второй по величине стальной группы Arcelor и активов российского стального магната Алексея Мордашова, в результате чего в мире могла бы образоваться крупнейшая сталелитейная компания, ведущим акционером которой должен был стать глава компании «Северсталь». Но не вышло.
Официально причиной срыва сделки стало слияние Arcelor с ее основным конкурентом — компанией Mittal Steel. Слиянию люксембуржцев с индусами предшествовала широкомасштабная информационная война. Сергей Кривохижин, аналитик финансовой корпорации «Открытие», так охарактеризовал «BusinessWeek Россия» эту сделку: «Победил сильнейший».
БОЛЛИВУДСКАЯ МЕЧТА
ПАРУ ЛЕТ НАЗАД «свадьбой года» было названо бракосочетание в Версале: отцу невесты, Лакшми Митталу, garden-party обошлась в $55 млн. Брат невесты, красавец Адитья, совершенно затмил жениха.
В бизнес-династиях дети в основном воплощают две условные ролевые модели: а) «каждый день как день рождения» и б) «не ударить в грязь лицом». Адитья Миттал — опора и главная надежда Лакшми Миттала. До того как поставить сына во главе подразделения М&A (Mergers&Aquisitions), Миттал-старший выстраивал свою империю путем приобретения загибающихся предприятий, которые, кроме него, казалось бы, никому не были нужны. Появление в подразделении хозяйского сына в корне изменило его деятельность. Эпоха покупки разваливающихся заводов канула в Лету, теперь «стальная королевская семья» выкладывает астрономические суммы за ведущие предприятия отрасли.
Компания заинтересовалась европейской Arcelor еще в 2005 году. Именно Адитье Митталу Алексей Мордашов обязан оглушительным провалом в истории с компанией Arcelor: Миттал-младший настоял на слиянии своей компании с европейским сталелитейным гигантом. Поначалу Миттал-старший был не в восторге: слишком дерзкая идея. Но итог украинского аукциона по продаже завода «Криворожсталь», в котором участвовала и компания Arcelor, поставил все на свои места: по оценке Адитьи Миттала, из-за противостояния с люксембуржцами индусам пришлось заплатить за «Криворожсталь» на 40% больше начальной цены — $4,8 млрд. «Они будут нашими конкурентами при любой покупке», — убедил отца Адитья. Уже в январе прошлого года Mittal Steel выставила оферту на покупку своего главного конкурента за 18,6 млрд евро.
Полностью доверившись сыну, Лакшми Миттал стал основным акционером крупнейшей в мире стальной компании (45%), с огромным отрывом опережающей конкурентов, а также получил полный контроль над финансовыми потоками образовавшегося стального гиганта.
У КАЖДОГО МГНОВЕНЬЯ СВОЙ РЕЗОН
ЛАКШМИ Миттал давно и активно ищет плацдарм в России. Очередную попытку проникновения на российский рынок Arcelor Mittal упорно делает по очевидной причине: рынки России и стран СНГ растут весьма неплохими темпами. «Нашей экономике требуется все больше металлопродукции в связи с растущим спросом со стороны машиностроения, судостроения и строительной отрасли. Концерн Лакшми Миттала, как и любая другая компания, старается поймать благоприятную конъюнктуру, чтобы получить большую прибыль», — рассказал «BusinessWeek Россия» аналитик инвестиционной компании «Брокеркредитcервис» Олег Петропавловский.
Недавно господин Миттал признался, что хочет построить в России металлургический завод с нуля. А кроме денег и мозгов любому металлургу в любой стране мира необходимы руда и коксующийся уголь.
«Свой завод компания, судя по всему, намерена строить в европейской части России. «Эльуголь» же находится в Якутии, поэтому использование якутских углей будет затруднительно вследствие высокого транспортного плеча и высоких железнодорожных тарифов», — пытается объяснить ситуацию Сергей Кривохижин. Однако для Олега Петропавловского причины интереса «индийского агрессора» к российскому углю достаточно очевидны: «Интерес компании к углю обусловлен желанием группы обеспечить свои активы в СНГ и Азии коксующимися углями, которые составляют порядка 20% себестоимости при производстве стали». К тому же предположение, что Лакшми Миттал будет строиться в европейской части России, может быть весьма далеко от истины.
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ
ПОКА СЛОЖНО говорить о шансах проникновения на российский рынок крупнейшей в мире стальной компании. Отечественные сталелитейщики могут задействовать административный ресурс и воспрепятствовать Лакшми Митталу. «Вряд ли кому-то понравится столкнуться с крупным конкурентом на своей половине поля. Полагаю, что компания не станет искать нового партнера для создания совместного предприятия, а постарается выйти на российский рынок самостоятельно. Если ей это все же удастся, возможно, будет создан прецедент в плане проникновения иностранных сталелитейных компаний на российский рынок», — считает Сергей Кривохижин. Гораздо более оптимистично настроен его коллега из «Брокеркредитсервиса» Олег Петропавловский: «Не обязательно, что Arcelor Mittal вернется именно сейчас и именно в проект якутских углей. Я не думаю, что такая компания может упустить быстрорастущий рынок России». Однако ей придется прежде «найти контакт с властными структурами или создать консорциум с отечественными сталепромышленниками или крупными инвесторами в силу «тяжеловесности» проекта. Освоение эльгинских месторождений потребует инвестиций в $3 млрд, а срок окупаемости может превысить 10 лет», — сомневается в успехе индийского гамбита аналитик Альфа-банка Валентина Богомолова.
Понятно, что семья Миттал долго ждать не будет: если участие в аукционе по якутскому углю закончится неудачей, она станет искать другую возможность. Гораздо интереснее будет наблюдать за поведением российских металлургов: смогут ли они противостоять индийскому натиску — или, наоборот, с добрыми словами про международную кооперацию найдут для своих заводов щедрых индийских покупателей.
За длинным углем
Опубликованно: 3 октября 2007