РЖД могут получить 70 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на выкуп железнодорожной ветки «Мечела», сообщил журналистам глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин.
«Сейчас рабочим является вариант с использованием бриджевых денег для РЖД из Фонда национального благосостояния с последующим возвратом под гарантии государства. То есть государство должно в конечном итоге нам дать средства в уставный капитал, чтобы мы за это должны рассчитаться, потому что наше финансовое положение, объем инвестпрограммы самостоятельно такие проекты решать не позволяют. Полагаю, что это — задача государственного уровня», — сказал он.
Ранее сообщалось, что стоимость железнодорожной ветки «Мечела» составляет около 70 млрд руб. Якунин сообщил, что на сегодняшний день речь идет об этой сумме.
«Мы всячески поддерживаем действия правительства, направленные на стабилизацию экономической ситуации «Мечела», и готовы в этом участвовать», — подчеркнул глава РЖД.
Спасение «Мечела»
Вице-премьер Аркадий Дворкович 23 августа заявлял ИТАР-ТАСС, что переговоры по согласованию и отработке схемы спасения горно-металлургической компании «Мечел», долг которой достиг $8,3 млрд при выручке за 2013 год в $8,6 млрд, продолжаются, на их завершение требуется несколько дней. При этом он подчеркивал, что переговоры проходят в конструктивном ключе.
В настоящее время профильные ведомства с участием банков-кредиторов, инвестиционных консультантов и представителей «Мечела» рассматривают возможности реструктуризации долгов компании. Основными кредиторами компании являются Сбербанк ($1,3 млрд), Газпромбанк ($2,3 млрд) и ВТБ ($1,8 млрд).
Ранее ИТАР-ТАСС сообщал, что правительство согласовало две схемы спасения «Мечела», исключающие возможность банкротства. Вместе с тем предусматривалась возможность хотя бы временной потери контроля над компанией ее основным акционером Игорем Зюзиным. Кроме того, компания продолжает переговоры о продаже РЖД железной дороги до Эльгинского месторождения угля в Якутии оценочной стоимостью около $70 млрд.
В конце августа «Мечел» также предложил кредиторам конвертировать валютные кредиты в рубли по ставке рефинансирования ЦБ плюс 1-2%. На сегодняшний день окончательного решения по реструктуризации долга «Мечела» не принято, дата очередного совещания правительства по этому вопросу еще неизвестна.
Обмен дорогами
Ранее президент Владимир Путин подписал закон, допускающий передачу в федеральную собственность олимпийских объектов, созданных при участии госкорпорации «Олимпстрой» и находящихся в частной собственности, в обмен на имущество, находящееся в федеральной собственности.
Это позволит ОАО «Российские железные дороги» передать в госсобственность автомобильную часть совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» в обмен на передачу из федеральной собственности в собственность РЖД железных дорог, построенных на средства федерального бюджета. Стоимость автомобильной составляющей совмещенной дороги — 81,3 млрд руб. (без НДС). Автодорога протяженностью 45,6 км имеет шесть транспортных развязок, соединяющих через реку Мзымта действующую автодорогу А-149, 40 автодорожных мостов и 3 автодорожных тоннеля.
Президент РЖД Владимир Якунин считает интересной идею обмена автодороги в Сочи на железнодорожную ветку «Мечела». «В принципе хорошая идея. Может быть», — говорил он в апреле, отвечая на вопрос, интересно было бы РЖД обменять автодорогу в Сочи на ветку «Мечела» после выкупа ее государством.
Варианты финансирования
Привлечение банков для поддержки компании «Мечел» Игоря Зюзина более продуктивно, чем покупка железной дороги компании до Эльгинского угольного месторождения за счет РЖД, говорил в июне Владимир Якунин.
Весной он допускал, что средства для покупки у «Мечела» железнодорожной ветки Улак — Эльга к Эльгинскому угольному месторождению могут быть внесены в уставный капитал ОАО РЖД. Якунин говорил, что у РЖД лишних источников нет, и если в интересах сохранения такого производителя («Мечела». — ИТАР-ТАСС) государство принимает решение в этих сложных условиях его поддержать, то одним из инструментов, которые оно может использовать, является внесение соответствующих средств в уставный капитал РЖД. «Мы готовы приобрести эту дорогу, потому что сам проект транспортировки эльгинских углей до порта, принадлежащего «Мечелу», плюс наша инфраструктура — этот симбиоз вполне окупаем и выгоден с точки зрения железнодорожной компании», — пояснял Якунин.